Ленивые журналисты, берущие интервью у профи, любят спрашивать: «Если бы Вы могли дать нашим читателям всего один совет, что бы Вы им порекомендовали?»
Постановка вопроса крайне нелепая. Представьте себе, например, такой же вопрос, обращённый к врачу - бред, правда? Но если бы мне всё же пришлось отвечать на этот вопрос, совет звучал бы так:
Вынимите голову из задницы и посмотрите на клиента!
К сожалению, у чёртовой уймы предпринимателей голова находится именно там. Эти люди принимают решения, созерцая собственный пупок или как-то иначе сосредоточившись на себе. Действуют, исходя из собственных представлений о том, чего хотят покупатели и что может понравиться клиентам. Ведут бизнес так, чтобы себе было удобно.
И почти ни у кого не хватает ума обратиться за советом к тем людям, от которых зависит успех бизнеса - к клиентам и потенциальным клиентам.
Очень наглядный пример - знакомый из Крыма рассказывал, как в тридцатипятиградусную жару по пляжу ходила девушка с корзинкой и кричала: «Кому пирожки с картошкой! Горячие пирожки с картошкой!» Несколько дней он наблюдал, как злосчастная торговка уходила с пляжа, так и не продав ни одного пирожка. А потом не выдержал и спросил, не пробовала ли она предлагать истекающим потом пляжникам - не горячие жирные пирожки, а холодное пиво? Девушка посмотрела на него как на идиота и с презрением ответила: «Да вы шо?! Его ж таскать тяжело!»
Вам смешно? А Вы уверены, что свой бизнес Вы не ведёте в том же стиле? Вы точно в этом уверены?
Более того, даже если клиент ясно и чётко говорит, чего же он хочет, многие его не слушают. Например, вчера мой приятель отправил на дизайнерский сайт моё предложение по разработке фирменного стиля. В котором, в частности, было написано:
Просьба указывать в Вашем предложении цену, сроки и ссылки на уже выполненные Вами работы в области фирменного стиля. Цену просьба указать в двух вариантах - на случай доработки логотипа и на случай использования логотипа как есть.
Добрые 90% предложений, оставленных дизайнерами, не включали в себя как минимум один из этих пунктов. Добрая половина - два и больше.
- И я ничуть не сомневаюсь, что многие из этих дизайнеров, получив отказ на своё предложение, за пивом будут жаловаться друзьям на козлов-клиентов, которые сами не знают, чего хотят.
Но первоочередная-то задача не в том, чтобы сэкономить время, а в том, чтобы получить заказ! Правда, чтобы его получить, нужно посмотреть, чего же хотел клиент - а для этого нужно, как уже было сказано, вынуть голову из задницы. Увы, у многих она застряла там слишком плотно...
И снова скажу, господа - все мы хорошо видим соломинку в чужом глазу, но не замечаем бревна в своём (к сожалению, ко мне это тоже относится). Поэтому подумайте о своём бизнесе - действительно ли Вы ориентируетесь на то, чего хотят клиенты? Или на то, как Вы представляете себе желания клиентов? Как Вы реагируете на жалобы клиентов, на их пожелания и на советы по улучшению Вашего бизнеса? Реагируете ли Вы на них вообще?
И ещё подумайте, где в эти моменты находится Ваша голова.
Journal information