Обычно мне отвечают что-нибудь вроде «У них другая ментальность», «В Японии пожизненный найм», «Мотивация в России другая» - но, к сожалению, дело не в этом.
Почему «к сожалению»? Если бы дело было в этом, проблема бы решалась достаточно легко и быстро. Но увы...
В качестве подсказки предложу Вам ещё один вопрос. Кем работал автор книги «После трёх уже поздно», посвящённой раннему развитию детей?
Эту книгу написал Масару Ибука, японский инженер и бизнесмен, один из двух основателей Sony.
Можете ли Вы представить себе, что в России книгу о раннем развитии детей в свободное от работы время писал бы (сам писал, не поручая литературным неграм) глава «Мегафона», «Норникеля» или «МДМ Банка»? Да хоть бы и Евгений Касперский - всё равно не верится. Отчего же основателя Sony пробило на педагогику?
Когда я читал очередную книгу о японских производственных системах, меня зацепила история о том, как мега-престижную «президентскую премию» за оптимизацию бизнес-процессов в Nissan получили официантки из заводской столовой. За что? Они обратили внимание на то, что за некоторыми столиками чай выпивают весь, а за некоторыми не весь. Провели статистическое исследование, сочли среднеквадратическое отклонение приемлемо малым, и на основании исследования сделали карту раздачи чая: на какие столики выносить полный чайник, на какие - половину чайника, на какие - треть. Это позволило сократить расход заварки почти на 50%.
Сам автор-японец приводит эту историю как пример истинного духа бережливости, пример того, что сократить издержки можно в любом подразделении, было бы желание. Но меня цепануло другое.
Официантки.
В заводской столовой.
Провели статистическое исследование.
И оценили среднеквадратическое отклонение, сочтя его приемлемо малым.
Я проверил. Среди владельцев бизнеса, с которыми я работал, смысл этой фразы понимает примерно один человек из 10. А объяснить, почему среднеквадратическое отклонение в данном случае должно было быть малым, и что случилось бы, если бы оно было большим, может в лучшем случае 1 из 20.
А у восточных наших братьев этими категориями свободно оперируют подавальщицы чая из заводской столовки, и это никого не удивляет.
Главная причина, по которой японские производственные системы не используются в полном объёме почти нигде, кроме самой Японии, заключается в том, что система опирается в первую очередь на квалифицированный низовой персонал. На работяг в цеху, способных анализировать бизнес-процесс, отлавливать отклонения, обсуждать между собой оптимизацию процесса, выдвигать рацпредложения и своими же силами внедрять их.
Пока в Америке менеджеров обучали по книге основателя «научной организации труда» господина Тейлора, в которой открытым текстом написано, что работник не обязан сильно превосходить интеллектом тягловую лошадь или быка - японцы выращивали поколение работников с мозгами. И официантки, проводящие статистическое исследование - довольно наглядный результат.
* Это объясняет, почему основатель Sony всерьёз озаботился ранним развитием детей в массовых масштабах - чтобы через 20 лет не было недостатка в таких кадрах
А когда система рассчитана на то, что слесари строят гистограммы Парето, кладовщик ведёт карты состояния процесса, а грузчики оценивают свою работу с помощью точечного графика рассеяния - при переносе этой производственной системы в другую страну придётся комплектовать штат предприятия (вплоть до уборщиков) людьми с высшим образованием, да и то не все подойдут.
Поэтому, к моему огромному сожалению, японские производственные системы не могут и не будут в полном объёме работать в России ещё много лет. И приходится использовать отдельные инструменты, усечённые методики, адаптации, гибриды японских систем с западными...
Поймите меня правильно, всё это работает - и приносит деньги.
* В том числе и моим клиентам - смотрите, например, отзывы на странице тренинга http://podpalmoy.ru/ «Бизнес под пальмой»
Но вот полноценное внедрение японских систем, как они описаны в книгах, нам недоступно. Нет смысла даже пытаться.
Ну а если Вы хотите изучить методы эффективного управления персоналом и отладки работы компании, адаптированные к реалиям России и СНГ и доказавшие свою эффективность – это можно сделать в тренинговом лагере http://podpalmoy.ru/ «Бизнес под пальмой», который пройдёт с 26 февраля до 11 марта на острове Самуи в Таиланде.
Хотите?
Тогда откройте сейчас свой ежедневник и запишите: «С 26 февраля по 11 марта – в тренинговом лагере http://podpalmoy.ru/ "Бизнес под пальмой" в Таиланде».
И сразу же, не откладывая, пишите мне и записывайтесь на тренинг!
И до встречи в Таиланде!
http://podpalmoy.ru/
Journal information