В этом году ей было уже трудно совмещать обязанности моего ассистента с работой над своим бизнесом. Едва ли не каждую свободную минуту Настя проводила, уткнувшись в телефон и переписываясь с клиентами, поставщиками, своей помощницей и т.п. Если за осень количество клиентов у неё увеличится – боюсь, в 2019 она уже не сможет работать со мной. Просто не хватит времени.
Это не первый – и не последний раз, когда ученик отдаляется и уходит в вольное плавание. У моей первой ассистентки давно своя ассистентка. Немножко обидно, что чем больше ты стараешься помочь человеку в его начинаниях, чем больше вкладываешься – тем скорее он «встанет на крыло» и уйдёт заниматься своими делами. С другой стороны, если не вкладываться – это просто нечестно по отношению к человеку.
Академическим учёным и менеджерам в корпорациях в этом плане проще – «оперившийся» ученик продолжает делать карьеру в твоей лаборатории, НИИ или твоём офисе. Но в малом-среднем бизнесе «растёт» означает «уходит».
Поэтому приходится искать баланс – сколько сил и энергии вкладывать в человека, который через несколько лет уйдёт в свои проекты. Тщательно выбирать, с кем иметь дело. И всякий раз думать о том, как можно выстроить отношения с человеком после того, как он переключится на свои проекты.
Если для Вас уход «выросших» учеников – тоже привычная история, поделитесь своим опытом. Что Вы делаете для того, чтобы вложенные в ученика время и энергия не оказывались потеряны для Вас? Расскажите, пожалуйста

Journal information