Первый тренинг: собираем людей в отеле на острове Родос, неделя интенсивных занятий, а в свободное время — пляжный отдых, спа, экскурсии, обеды и ужины из свежайших морепродуктов и фруктов только с дерева.
Второй тренинг: путешествие на яхте (Вы видите её на фото) по Эгейскому морю, заход в порты Греции и Турции, посещение маленьких островов, вулкан на Нисиросе, кукольный город на Сими, купание и рыбалка посреди открытого моря, уроки яхтинга для желающих, ну и часть времени — лекции и индивидуальные консультации по маркетингу.
Давайте для удобства считать, что расходы организаторов в обоих случаях одинаковые. Как Вы считаете, какой из вариантов — хорошая бизнес-модель, а какой — плохая?
Обдумайте эти варианты, и выберите свой ответ, прежде чем читать дальше.
Сделать правильный выбор нам поможет «пари Паскаля», о котором я уже писал пару месяцев назад — сравнение возможного выигрыша и возможных потерь.
В случае с тренингом в отеле я сперва зарабатываю деньги, а только потом трачу. Предварительное бронирование номеров и зала ничего мне не стоит. Так что при неблагоприятном развитии событий я теряю лишь небольшие деньги на первичную рекламу, лендинг и т.п.
И только после первых продаж, когда деньги клиентов зайдут ко мне на счёт, я оплачу забронированные номера, вложу больше денег в рекламу, куплю авиабилеты и т.д. Если же продажи пойдут хорошо, я могу принять больше людей, забронировав дополнительные номера. Мои риски ограничены и очень малы, а потолка по прибыли нет.
В случае же с яхтой я сперва арендую яхту и вношу тысячи евро оплаты (там не верят на слово), и все эти деньги я потеряю, если тренинг не состоится. Кроме того, наниматель несёт ответственность за яхту, и любые повреждения мне придётся оплатить из своего кармана, даже если это обойдётся в тысячи и тысячи евро. Если же набор пойдёт хорошо, количество кают на яхте определяет максимальное количество участников.
Иначе говоря, моя прибыль в таком проекте ограничена и нет способа её увеличить, а вот убытки, если что-то пойдёт не так, будут исчисляться сотнями тысяч рублей, и легко могут превысить миллион.
Поэтому первый вариант, когда риски малы и ограничены, а доходы не имеют потолка — это хорошая бизнес-модель.
А вот второй, когда доходы ограничены, а риски велики и практически не имеют верхнего предела — это откровенно плохой бизнес.
Та же логика «возможного выигрыша и возможных потерь» работает и в инвестициях. Скажем, месяц назад я рассматривал два варианта.
В первом знакомый хотел привлечь несколько миллионов рублей в приобретение жилья на сдачу в США и готов был выплачивать ~15% годовых в долларах.
Во втором стартап в сфере фармацевтики выводил на рынок новое лекарство, и инвестиция была откровенно рискованной: если что-то шло не так, все деньги могли просто сгореть.
Как Вы думаете, какой вариант я выбрал?
В первом случае можно было вложить миллионы и получить с каждого 150,000 рублей чистой прибыли в год. Но если что-то шло не так, можно было потерять все деньги.
Во втором случае тоже присутствует риск потерять всё, и он даже выше — но в случае удачи можно получить прибыль и в десять, и в двадцать раз больше вложенной суммы.
Что видится Вам более разумным: рискнуть миллионом ради шанса заработать 150 тысяч — или рискнуть миллионом ради шанса заработать 15-20 миллионов?
Попробуйте и Вы оценивать свои будущие проекты и инвестиции с точки зрения возможного выигрыша при оптимистичном сценарии и возможных потерь при пессимистичном сценарии. Или, для тренировки, приложите эту модель к своим прошлым проектам и инвестициями — и поделитесь тут своими выводами.
#левитас #левитасобэффективности #надоблаками #тренингнадоблаками #бизнес #цель #успех #эффективность #стратегия
Journal information