Что это за ошибка? Люди забывают чётко зафиксировать договорённость.
Когда к туристу подбегают две туземные красотки в ярких платьях и обнимают его, позируя для фото — он может и догадывается, что они захотят денег, но редко спрашивает о цене.
Однако если он не задал вопрос заблаговременно — уже после фотосессии девушки могут назвать любую цену, на которую им хватит наглости. Возможно, что и в десять раз более высокую, чем та, на которую расчитывал турист.
А если человек не согласится заплатить, ему могут изрядно испортить впечатления от поездки, устроив отвратительный скандал.
На те же грабли частенько наступают и бизнесмены — только вместо знойных латиноамериканских красоток они нечаянно вступают в конфликт с клиентами, исполнителями либо поставщиками.
Нередко возникают ситуации, когда между клиентом и компанией возникает недопонимание из-за того, что одна сторона ожидала одного, а другая — другого. В итоге начинаются обоюдные обвинения и претензии, каждый считает себя правым и свои ожидания полагает обоснованными.
И даже если конфликт удаётся уладить, осадочек обычно всё равно остаётся — и в дальнейшем едва ли тут сложится сотрудничество.
Чтобы таких ситуаций не возникало, крупные бизнесы любят заключать договора на сорока страницах. Но если у Вас нет юридического отдела или тем более если Вы работаете без оформления договора, как это часто бывает в малом бизнесе, очень важно перед моментом оплаты сказать: «Как я понимаю, мы в итоге договорились о следующем...» — и сделать краткое резюме вашей договорённости.
Причём обязательно сделать это в письменном виде. И обязательно там, где другая сторона не может стереть или отредактировать переписку. Например, email годится, а whatsapp — нет.
Критически важно зафиксировать в этом резюме несколько вещей.
1. Что конкретно должен сделать исполнитель, каким будет результат его работы и в какой форме этот результат будет заказчику предоставлен.
2. До какого момента он должен предоставить заказчику конечный результат, а также в какие даты — продемонстрировать промежуточные результаты.
3. Сколько должен будет заплатить заказчик, одним платежом или поэтапно, в какой момент это произойдёт, как именно будет осуществляться оплата и чем будет обусловлен перевод оплаты.
4. Что должен будет предоставить исполнителю заказчик, помимо оплаты, когда и в какой форме он должен это предоставить, и что будут делать стороны, если этого не случится.
5. Действительно ли возможно получить этот результат в такие сроки и с таким бюджетом — и согласны ли с этим обе стороны.
Ответы на все эти вопросы можно, если Вы спешите, уместить в пару абзацев и сформулировать за пару минут.
И эта пара минут может иной раз избавить Вас от месяцев конфликта и от миллионных потерь. Так что не ленитесь резюмировать договорённости.
А у Вас бывали ситуации, когда отношения с людьми страдали из-за того, что кто-то не зафиксировал договорённость прежде, чем начать действовать?
#левитас #менеджментотлевитаса #левитасобэффективности #бизнес #управление #продажи #прибыль #успех #деньги

Journal information