Левитас о партизанском маркетинге (alex_levitas) wrote,
Левитас о партизанском маркетинге
alex_levitas

Categories:

Как понять, что Вы лох, и как перестать быть лохом — часть 4

Сегодня я хочу завершить цикл статей о том, какие же триггеры активируют Вашего «внутреннего ребёнка» и заставляют Вас принимать решения как лох.

В предыдущей статье я рассказал о таких триггерах, как обещание чуда, желание халявы, упрощение и обещание немедленного результата. А художница Елена Чашка даже проиллюстрировала их – наслаждайтесь.

А вот ещё несколько триггеров, на которых Ваш «внутренний ребёнок» клюёт, как щука на блесну.

Во-первых, это УДОВОЛЬСТВИЕ либо ИЗБЕГАНИЕ ДИСКОМФОРТА — «ребёнок» хочет играть и кайфовать и не хочет трудиться и напрягаться. Поэтому если в рекламе или во время переговоров с продавцом Вам обещают, что Вы сможете «сбросить лишний вес легко» или «изучить английский язык играючи», это достаточно мощный триггер.

Кроме того, избегание дискомфорта обычно приводит к тому, что люди не читают договора, не торгуются, не изучают рынок, не сравнивают предложения разных продавцов, не исследуют репутацию того, кому доверяют свои деньги… И в результате ради экономии нескольких часов, а то и минут, принимают плохие решения, о которых потом жалеют годами и десятилетиями.

А ещё из-за «избегания дискомфорта» люди не любят изучать какие-то сложные предметы (и поэтому так заманчив для них триггер «упрощения»), не любят контролировать контрагентов или финансы – и это тоже ведёт к тому, что они часто оказываются обманутыми.

Ах, да, и ещё по этой же причине популярна тема «Как добиться успеха, делая только то, что любишь» – книги на эту тему неизменно входят в списки бестселлеров.

Во-вторых, мощным триггером, включающим «режим лоха», является БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Наш «внутренний ребёнок» не хочет ни за что отвечать, не хочет быть виноватым, не хочет быть наказанным – и поэтому он очень падок на формулировки вроде «Ты не виноват в том, что…» или «Это не из-за тебя, это из-за…» Ведь куда проще считать, что у тебя нет денег из-за твоих родителей или из-за «денежной программы рода», а не из-за собственной лени и раздолбайства.

А ещё этот триггер приводит к тому, что лох очень хочет ГАРАНТИЙ – даже там, где ничего гарантировать нельзя. Он хочет, чтобы вся ответственность за его выбор и его решения была на продавце, поэтому и сам часто задаёт вопрос «Гарантируете ли Вы мне, что..?», и активно реагирует на обещания «100% железной гарантии результата». В результате лох чаще выбирает заведомого жулика, который готов поклясться в чём угодно, чем толкового профессионала, который не даёт невыполнимых обещаний.

В-третьих, «внутренний ребёнок» жаждет признания собственной ВАЖНОСТИ, ценности и исключительности. Поэтому «режим лоха» могут включать и «предложения только для избранных», и формулировки наподобие «Только Вы будете решать…»

Этот триггер имеет ещё одно очень забавное проявление – «внутренний ребёнок» очень живо реагирует на идею «СИЛЫ МЫСЛИ», «позитивного мышления», «закона притяжения», на обещания из фильма «Секрет» и т.п. Ведь если он может, ничего не делая («халява»), одним только усилием мысли («чудо», «магия») повлиять на реальность – значит, весь мир и правда вращается вокруг него, настолько он важен.

А ещё раздутое чувство собственной важности зачастую порождает в голове лоха мысли наподобие «Не могут же они со мной так поступить!» или «Не поведусь же я на откровенный обман, я же не дурак». Однако, как показывает практика – именно тот, кто так считает, чаще прочих становится жертвой обмана.

В-четвёртых, «ребёнок» хочет КАЗАТЬСЯ, А НЕ БЫТЬ – хочет выглядеть лучше, чем он есть. Хочет обладать внешними атрибутами состоятельности, не подкрепляя их внутренним содержанием. Вкладывается в обёртку, а не в конфету. Именно поэтому лох покупает в кредит Porsche Cayenne и при этом снимает «однушку» в Южном Бляхино-Мухино, а последнюю неделю перед зарплатой обычно питается «Дошираком» – ведь машину увидят все, а про «Доширак» никто не узнает. Это желание «казаться, а не быть» эксплуатируют десятки бизнесов – от школ боевых искусств, где Вам выдадут чёрный пояс за три месяца (или даже за неделю), до компаний, которые обещают присвоить Вам титул «лорда Шотландии» или найти в Вашей родословной кровь российских графов и князей.

Но самая большая засада тут в том, что и в других людях наш «внутренний лох» хочет видеть «фантик, а не конфету» – внешние атрибуты состоятельности, а не подлинную состоятельность. И на этом паразитируют всевозможные учителя «успешного успеха» и прочие «молодые миллиардеры». Лох готов вложить последние деньги в «бизнес-империю Дениса Байгужина» или «инвестиционный проект миллионера Артёма "Шторы" Маслова» просто на основании фотографий из Инстаграма, на которых запечатлены типовые атрибуты успеха: дорогой костюм, дорогой автомобиль, яхта, море, Rolex, офис в Москва-Сити, апартаменты в Дубае и т.п.

Эта «обёртка» настолько неотразима для лоха, что он порой готов продать квартиру, дополнительно взять кредит, и отдать все эти деньги человеку, на фамилию которого «Яндекс» в первой десятке ответов выдаёт восемь-девять заголовков со словами «мошенник», «обманщик», «украл мои деньги» и т.п. Тем более, что искать информацию лень – смотри пункт первый.

Поэтому, если Вы видите, что кто-то использует эти триггеры, чтобы убедить Вас, чтобы что-то Вам продать, чтобы получить от Вас какие-то обязательства — Вам стоит немедленно насторожиться, потому что этот человек явно пытается переключить Вас в режим лоха.

И, наконец, ещё два важных пункта – цейтнот и усталость. Мышление в режиме «сознательного взрослого», в режиме анализа и рациональных размышлений – очень энергоёмкий и при этом небыстрый процесс (не зря нобелевский лауреат Даниэль Канеман называет этот режим работы сознания «медленным умом»). Поэтому, когда Вы в спешке или когда у Вас нет энергии – не мистической, а банальной химической, в виде глюкозы в крови – режим «взрослого» просто не может включиться либо включается с большим усилием, а выключается легко и быстро.

Мошенники это прекрасно знают. Поэтому чем худшее предложение они Вам делают, тем больше они будут стараться создать ситуацию, когда Вам придётся принимать решение в спешке и без раздумий («Предложение действительно только до закрытия магазина» или «Остался всего один последний…»). Или, как вариант, вымотать Вас длинной презентацией и долгими переговорами, или назначить встречу через полчаса после самолёта, чтобы Вы, как герой Высоцкого, чувствовали себя «с устатку и не евши» – либо, наоборот, перекормить Вас тяжёлой пищей, чтобы Вас клонило в сон. А если ещё удалось влить в Вас водки, коньяка или шампанского, это и вовсе может выключить Ваше критическое мышление.

Поэтому если Вы обнаруживаете, что Вас провоцируют принять решение в состоянии цейтнота либо будучи усталым, сонным или пьяным – десять к одному, что это делается целенаправленно, чтобы Вы переключились в «режим лоха» и приняли плохое решение, о котором потом горько пожалеете. В таком состоянии лучше либо перенести принятие решения на более поздний срок, либо вовсе отказаться от сделки.

А где Вы сталкивались с подобными вещами? И как развивались события?

#левитас #левитасобэффективности #надоблаками #тренингнадоблаками #мотивация #цель #успех #эффективность #саморазвитие
Tags: #левитас, #левитасобэффективности, #мотивация, #надоблаками, #саморазвитие, #тренингнадоблаками, #успех, #цель, #эффективность
Subscribe

  • Мои твиты

    Пн, 12:50: Нассим Талеб: «Выбирай книги, которые тебе интересны: школьные уроки я забыл, а то, что читал по своей воле, помню» – @ AlexLevitas…

  • Мои твиты

    Пт, 12:50: Тони Шварц: «Техобслуживание и дозаправка так же важны для победы в гонке, как и езда на максимальной скорости» – @ AlexLevitas…

  • Мои твиты

    Чт, 14:53: «Быстрые лёгкие деньги проще всего получить с тех, кто хочет получить быстрые лёгкие деньги» – @ AlexLevitas согласен

promo alex_levitas ноябрь 9, 12:55 Leave a comment
Buy for 10 000 tokens
Эта книга стала бесстселлером года на «Озоне». Завоевала «Книжную премию Рунета» и титул «Самая полезная книга года по маркетингу». Не раз возглавляла рейтинги лучших бизнес-книг. На этой книге выросли два поколения маркетологов — уже 13 лет она помогает десяткам тысяч предпринимателей в России и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments