Тут я начинаю отвечать на вопросы о профессии бизнес-тренера, заданные читателями блога.
О ПРОФЕССИИ В ЦЕЛОМ
Зачем вообще нужны бизнес-тренеры?
Ни владелец бизнеса, ни его работники в принципе не могут знать и уметь всё на свете. И нередко они сталкиваются с задачей, которую либо не могут решить вообще, либо решают далеко не самым эффективным способом.
В такой ситуации можно пытаться кое-как решить задачу своими силами, можно потратить время и силы на поиск информации в книгах или в Интернете... Но зачастую самым простым и выгодным будет обратиться к бизнес-тренеру или консультанту - специалисту именно в той области, в которой фирма столкнулась с затруднениями.
В отличие от предпринимателя, вынужденного вникать во все сферы бизнеса, от налогов до уборки помещений, консультант или бизнес-тренер специализируется на одной-двух темах, но зато копает их очень глубоко, умеет использовать много инструментов, знает, как решались подобные проблемы в других бизнесах - и может как предоставить клиенту всю эту информацию, так и выбрать из неё именно то, что клиенту нужно.
Нередко даже одной-единственной идеи, почерпнутой от бизнес-тренера или консультанта, оказывается достаточно, чтобы бизнесмен решил давно мучавшую его проблему, резко сократил издержки, увеличил прибыль, заключил важный контракт и т.п. Поэтому вложения
Почему бизнес-тренинги проводят не самые успешные бизнесмены? Почему «Левитасы учат бизнесу Чичваркиных», а не наоборот?
Конечно, всем хотелось бы учиться у самых лучших - шахматам у Гарри Каспарова, боксу у Николая Валуева, программированию у Сергея Брина, а бизнесу у Билла Гейтса, но...
Предприниматели из числа самых известных и успешных - очень занятые люди, для которых время является самым дорогим ресурсом. И доходы от проведения семинаров не компенсируют крупному бизнесмену потраченное время.
Что надо предложить директору завода или собственнику федеральной сети супермаркетов, чтобы он сперва потратил уйму времени на структуризацию своего опыта (хороший семинар готовится "с нуля" от полугода до года), а потом потратил неделю на поездку в другой город и проведение там семинара?
И сколько стоил бы билет на такой семинар? По карману ли он был бы Вам?
Кроме того, вовсе не факт, что Валуев сумел бы хорошо обучить Вас боксу, а Чичваркин - розничным продажам. Если человек умеет что-то делать, он далеко
А с другой стороны, если человек начал играть в шахматы недавно - едва ли он заметит разницу между обучением у обладателя первого разряда и обучением у чемпиона мира. Уверены ли Вы, что уже достигли таких высот в бизнесе, когда дать Вам
Бывает ли так, что владельцы успешных бизнесов, пусть и не самых крупных, всё же проводят семинары или тренинги?
Нередко успешные бизнесмены проводят публичные выступления - рассказывают о своей жизни, делятся своим мнением по тому или иному поводу. Но это не обучение, это не семинар - Вы ведь не думаете, что сумеете сделать даже простенькую хирургическую операцию, если прочитаете биографию известного врача?
Гораздо реже бывает так, что бизнесмен действительно проводит семинар или тренинг. Однако делается это обычно не для заработка - а как инструмент для продвижения своего основного бизнеса. Поэтому задачей такого семинара, как правило, является не обучение участников, а продажа своего консалтинга, своих юридических услуг, своей компьютерной программы, своей франшизы и т.п.
Исключения из этого правила существуют, но они крайне редки.
Должен ли бизнес-тренер иметь собственный успешный бизнес помимо тренерской деятельности?
Важно понимать, что тренинги или консалтинг - это полноценный бизнес. И если тренер успешно продаёт свои услуги, если его семинары пользуются спросом, если его клиенты довольны - это такой же успешный бизнес, как и популярный ресторан, дизайнерское бюро или автомастерская.
Нужен ли тренеру, помимо этого, ещё и другой бизнес? Конечно, нет. Скорее, он будет ему мешать - человек будет просто разрываться между двумя бизнесами. А если учесть, что работа тренера связана с продолжительными поездками - второй бизнес и вовсе станет камнем на шее.
Работу владельца бизнеса можно сравнить с работой судового врача, к которому матросы и пассажиры обращаются со всеми проблемами - от насморка до солнечного удара, от зубной боли до аппендицита. Бизнес-тренер же - узкий специалист в своей сфере, наподобие зубного или глазного врача. И именно за счёт того, что он не распыляется, не тратит время на все вопросы бизнеса, а полностью сосредотачивается лишь
Я не могу вспомнить ни одного квалифицированного бизнес-тренера, который бы при этом был владельцем и руководителем дополнительного бизнеса, помимо тренингового или консалтингового.
Тогда, может быть, тренеру нужен опыт владения бизнесом в прошлом?
Тоже спорно. Ведь если человек вёл бизнес и вёл его успешно - что могло заставить его бросить бизнес и уйти в бизнес-тренерство? Если же он угробил свой бизнес - насколько ценным будет тот опыт, который он сможет передать участникам своих семинаров?
Кроме того, если тренер обучает прямым продажам B2B или написанию рекламных текстов, а раньше был владельцем кафе или прачечной - каким образом это подтверждает его квалификацию как тренера?
Если у тренера нет собственного бизнеса, где он может опробовать новые идеи прежде, чем преподносить их другим?
Новые идеи, как правило, попадают в семинары и тренинги лишь после того, как были успешно внедрены в других бизнесах. Это могут быть либо какие-то приёмы, которые тренер изучил, имея дело с успешно работающими фирмами, либо его собственные идеи, ранее внедрённые кем-то из его клиентов в рамках консалтинга, либо стратегии, которым обучили его более опытные коллеги.
Кроме того, семинары и тренинги, прежде чем они будут предложены широкой публике, обычно проходят обкатку в тестовом режиме - именно для того, чтобы убедиться, что идеи тренера эффективно работают у тех, кто их внедрит.
Если человек прошёл бизнес-тренинг, но успеха не добился, кто виноват - он или тренер?
Однозначно ответить нельзя, надо смотреть на каждый конкретный случай. Тренер виноват, если он предложил клиентам некачественный семинар. Но если человек после семинара или тренинга не стал использовать изученные вещи - виноват он сам.
Бывает и так, что вина делится между тренером и участником - например, когда человек выбрал совсем не тот тренинг, который был ему нужен (например, проблемы были в работе продавцов, а человек пошёл учиться написанию рекламных текстов), а тренер или организатор семинара не отговорил его.
Чтобы понять, почему именно семинар не дал результата для конкретного участника, стоит посмотреть на успехи других участников этого семинара. Если мы увидим, что большинство из них успешно используют изученные на семинаре вещи и получают отличный результат - ответ будет очевиден.
Продолжение следует >>
Journal information