Но на самом деле к любому удачному случаю надо быть готовым.
Тот факт, что зелёная плесень способствует заживлению ран, был известен ещё с античности. Уже в Древнем Египте умели предотвращать нагноение раны, прикладывая к ней заплесневелые хлебные корки. Арабы с незапамятных времён лечили раны у лошадей, втирая в них зелёный налёт, снятый с заплесневелого седла. Использовалась плесень для заживления ран и американскими индейцами, и русскими травниками, и ещё много кем.
Но для того, чтобы понять, что вообще происходит, надо было, чтобы в конце XVII века Антони ван Левенгук создал микроскоп с 300-кратным увеличением и открыл сам факт существования бактерий. А затем в середине XIX века Луи Пастер исследовал бактерий и установил, что огромное количество заболеваний имеют бактериальную природу.
Только после этого стало возможным понять, каким образом плесень помогает исцелению — выяснилось, что она убивает вредоносных микробов.
В конце XIX века плесневыми грибами из рода Penicillium занимались и русские учёные Полотебнов и Манассеин, и итальянцы Тиберио и Гозио, и француз Дюшен. Они подтвердили, что плесень убивает болезнетворных бактерий, но так и не сумели понять, как это происходит.
В начале XX века их работу продолжили россиянин Тартаковский и американцы Альсберг и Блек, но результат остался прежним. Да, плесневой грибок как-то убивает микробов, но каким образом — совершенно неясно.
И только в сентябре 1928 года к изучению плесени подключился Флеминг, который уже давно и плотно занимался противомикробными средствами и уже открыл лизоцим — антисептический фермент слюны. Он и правда совершенно случайно заметил, что плесень убивает бактерий, тут легенда не врёт.
Но лишь потому, что Флеминг уже был экспертом мирового класса, он сумел с первого взгляда оценить противомикробный потенциал плесени и плотно занялся этой темой. Он сумел обнаружить тот фактор, который убивал бактерий, и назвал его «пенициллином» — на эту работу ушло около полугода.
Однако Флеминг так и не сумел выделить чистый пенициллин, а фильтрат из плесени хорошо работал в пробирке, но был нестабилен и разлагался в желудке или в крови человека быстрее, чем успевал убить бактерии. Так что следующие 10 лет прошли в попытках получить чистый пенициллин.
Флеминг пытался получить помощь от каждого химика, с которым он только мог связаться. Но все эти попытки так ни к чему и не привели. В конечном итоге проблемой по его просьбе занялся австралиец Флори, химик из Оксфорда, который подключил к её решению ещё одного коллегу, бежавшего из фашистской Германии еврея Чейна, создавшего к тому моменту множество авторских ноу-хау.
За несколько лет совместной работы они сумели получить достаточно чистый и стабильный материал. Этот раствор позволял, как и ожидал Флеминг, убивать десятки видов болезнетворных микробов без вреда для человеческого организма. Стало понятно, что это и правда «чудо-таблетка», как бы не главный прорыв в медицине за последние полвека.
И дальше подключились крупные химические концерны из США и исследовательские группы знаменитых университетов – чтобы изыскать способ производства пенициллина тоннами, а не миллиграммами. И в результате к началу 1944 года оказалось возможным произвести достаточно пенициллина, чтобы полностью покрыть нужды армии США, а к концу 1945 — достаточно, чтобы обеспечить все больницы Северной Америки.
С момента, когда Флеминг увидел плесень в своей лаборатории, прошло 17 лет — в течение которых лучшие специалисты мира каждый день работали над тем, чтобы сделать пенициллин доступным.
И это стало возможным лишь благодаря тому, что за эти годы появились новые технологии, ещё не существовавшие в начале века. У всех прочих микробиологов, упомянутых ранее, не было ни малейшего шанса раскрыть секрет пенициллина, хоть он и лежал прямо у них перед носом – потому что не было подходящего для этого инструмента.
К чему я это рассказываю в блоге, посвящённом бизнесу? Кроме того, что мне просто нравится эта история, она позволяет понять, насколько важно быть готовым к тому, чтобы использовать удачные случаи.
На самом деле, перед каждым из нас ежедневно открываются потрясающие возможности для бизнеса и инвестирования. Просто мы не видим их – даже когда они находятся прямо у нас перед носом.
Не видим, потому что не знаем, на что смотреть. Не видим, потому что не обладаем необходимыми компетенциями и инструментами, чтобы увидеть.
Что же нужно сделать, чтобы их увидеть? Либо поднять на новый уровень собственные компетенции, либо привлечь себе в помощь людей, которые этими компетенциями уже обладают — как Флеминг привлёк Флори, а тот привлёк Чейна.
Если Вы хотите, чтобы я помог Вам увидеть новые возможности и перспективы для Вашего бизнеса — пишите в комментариях, обсудим.
#левитас #байкиотлевитаса #левитасобэффективности #успех #бизнес #деньги #прибыль #эффективность #история
Journal information