Недавно на одной из провинциальных конференций какой-то старикашка, бывший преподаватель диалектического материализма, а ныне преподаватель маркетинга в том же заштатном ВУЗе, похваляющийся членством в "международной ассоциации" (двери которой открыты для любого, кто заплатит 200 долларов) так же, как раньше членством в КПСС... так вот, этот самый старикашка гневно вопрошал с трибуны, брызжа слюнями на усы:
—Зачем эти инородцы, всякие там левинсоны-левитасы, придумывают какие-то партизанские маркетинги? Есть ведь просто маркетинг, и незачем его делить!
Ну, со старикашкой-то всё понятно - он с советских времён уверен, что истинное учение может быть только одно. Да и обидно дедуле, что Левинсона изучают в Гарвардской Школе Бизнеса, что книга Левитаса в топе деловых бестселлеров года, а фамилию самого старикашки помнят только его студенты и только до последнего экзамена.. Да и бог с ним, не о старикашке речь, а о маркетинге.
Так вот, в словах критика, на самом деле, было здравое зерно. Действительно, есть большая дисциплина "маркетинг", и партизанский маркетинг является лишь её частью. Так, может быть, и не стоит выделять его наособицу?
Ответить на этот вопрос нам поможет простая аналогия. Представьте себе такой спич:
—Зачем эти инородцы, всякие там эйлеры-паскали и прочие були с эвклидами, придумывают какие-то теории графов, логическую алгебру и линейную алгебру, начертательную геометрию и комплексные числа? Есть ведь просто математика, и незачем её делить!
И ведь правда - есть математика, в которую входят и тервер, и булева алгебра, и стереометрия с тригонометрией, и топология с дифурами... Зачем же их делить? Почему даже в очень средней школе алгебру и геометрию преподают раздельно, хотя это части одной науки?
Ответ простой: у каждого из этих разделов свой инструментарий и свои задачи. Так вот, и в маркетинге дело обстоит точно так же. "Большой маркетинг" объединяет в себе практически все сферы бизнеса. Судите сами: дизайн упаковки, математический анализ результатов массовых опросов, съёмка рекламных роликов, тренинг продавцов, формирование ассортимента супермаркета, подписание договора о партнёрстве, составление медиаплана, психология поведения потребителей - это ещё далеко не всё, что входит в "большой маркетинг"...
И если, как того хочет дедуля, всем этим вещам обучать в рамках одной дисциплины - представьте себе, какая жуткая учебная программа выйдет и какая каша будет в голове у студента - адская смесь из дизайна с юриспруденцией, психологии с матанализом и Котлера со Станиславским.
А уж если говорить не о студенте, которому лишь бы сдать экзамен и забыть весь этот бред, а о практике - как правило, 99% этих вещей ему не нужны. А нужен набор инструментов для решения именно его рабочих задач.
Поэтому и дробится маркетинг, как и математика, на области поменьше, заточенные под конкретные задачи. Написание рекламных текстов - направо, маркетинговые исследования - налево...
Ну а для малых бюджетов, а также для конкурентных рынков, где уже не получается тупо задавить противника массой рекламы - тогда добро пожаловать в партизанский маркетинг. В ту область "большого маркетинга", где собраны малобюджетные стратегии, нестандартные пути рекламы, малозатратные и бесплатные способы привлечения клиентов.
P.S. А ещё я приглашаю Вас на свой VIP-семинар «Взрывной рост прибыли», который проходит только раз в году. Если Вы хотите удвоить чистую прибыль своего бизнеса за 90 дней или меньше, жмите сюда и читайте описание семинара.
Journal information