Как я уже не раз писал, книга "Малыш и Карлсон" содержит в себе куда больше полезных идей, чем иная книга по психологии или бизнесу. Впрочем, начну с другого.
В пятницу я выступал в прямом эфире на телеканале "Губерния" - был гостем в передаче, посвящённой открытию своего малого бизнеса. Когда я приехал на телестудию, я переоделся из "дорожной" одежды в "рабочую". И надраил туфли до блеска.
Необходимости в этом не было, камера брала меня в кадре "от бедра", так что можно было выступать и в кроссовках, и в запылённых туфлях - всё равно никто бы этого не увидел. Но туфли я всё равно почистил.
Похожий эпизод, как я сообразил уже потом, был в повести "Зуи" Сэллинджера - наверное, самой знаковой его вещи из цикла про семью Гласс, объясняющей остальные части цикла. Один из героев рассказывает сестре, что когда он в детстве выступал по радио в программе про умных детей, старший брат просил его перед поездкой почистить ботинки:
«...как-то вечером, накануне передачи, я стал капризничать. Симор напомнил мне, чтобы я почистил ботинки, когда я уже выходил из дому с Уэйкером. Я взбеленился. Зрители в студии были идиоты, ведущий был идиот, заказчики были идиоты, и я сказал Симору, что черта с два я буду ради них наводить блеск на свои ботинки. Я сказал, что оттуда, где они сидят, моих ботинок в_с_е р_а_в_н_о не видать. А он сказал, что их все равно надо почистить. Он сказал, чтобы я их почистил ради Толстой Тети. Я так и не понял, о чем он говорит, но у него было очень "симоровское" выражение на лице, так что я пошел и почистил ботинки. Он так и не сказал мне, кто такая эта Толстая Тетя, но с тех пор я чистил ботинки ради Толстой Тети каждый раз, перед каждой передачей, все годы, пока мы с тобой были дикторами...»
Книга вообще-то не об этом, но саму фразу стоит запомнить. И взять на вооружение. Для себя, не для других.
Хитроумная leti_na_svet как-то помогла одной фирме, позволяющей менеджерам работать из дома, поднять производительность - подбросила им идею о том, что даже в "домашнем офисе" работник должен быть в деловой обуви, а не в тапочках или кроссовках. И да, это действительно работает.
А в книге про Карлсона, когда фрекен Бок пригласили на телевидение, в передачу о привидениях, она для этого выступления купила себе... новые стельки. И хотя она не смогла объяснить Малышу, зачем она это сделала - поступила она абсолютно правильно.
Точно так же поступает и девушка, которая перед интервью с работодателем не только наводит боевую раскраску и укладывает волосы, но и надевает новое стильное бельё. Нет, она вовсе не собирается отдаваться HR-у прямо на столе - но эти трусики в кружавчик играют для неё с точки зрения психологии почти такую же роль, как доспехи для рыцаря. Снижают её уязвимость.
Во многих ситуациях - будь то публичное выступление, свидание, интервью с работодателем, деловые переговоры и т.п. - результат сильно зависит от уверенности в себе. И здесь становится важна каждая уязвимость, каждое несовершенство. Даже то, о котором не знает собеседник или зритель - ведь о нём знаешь ты сам. Каждая такая деталь начинает стягивать на себя фокус внимания, превращается в мелкую брешь в уверенности - и это может стать заметно со стороны, может повлиять на интонацию, на осанку, на взгляд. Если же Вы знаете, что "всё сверкает, от мачты до киля" - это тоже будет заметно со стороны.
То же самое можно описать и в другой модели, в другой терминологии. Скажем, вспомнить принятые в НЛП идеи "якоря", когда одно настроение и ощущение себя привязано к спортивному костюму или кимоно, другое - к пиджаку и галстуку, а третье - к футболке и джинсам. Или в категории самовосприятия: "Кто я такой, если у меня несвежие носки и грязные туфли?" Но смысл остаётся тем же - новые стельки действительно могут помочь Вам в выступлении на телевидении. Даже если никто, кроме Вас, их не увидит.
P.S. Кстати, во вторник я буду выступать на местном "Love радио" c 15:00 до 16:00. Туфли снова буду чистить.
Journal information