Есть один важный маркетинговый принцип. Один из моих учителей называет его «принципом осьминога», другой - «принципом Парфенона», а третий - «принципом чайного клиппера», но речь идёт об одном и том же.
Подобно тому, как крышу греческого храма подпирает не одна, а добрый десяток колонн, подобно тому, как осьминога кормит не одна, а четыре пары рук, подобно тому, как парусник мчит вперёд, подставляя ветру не один парус, а несколько дюжин - так и Ваш бизнес должен иметь не один и не два, а несколько (чем больше, тем лучше) источников прибыли и несколько каналов привлечения клиентов.
Нечто подобное я уже описывал в своей заметке о трёх точках опоры, но теперь хочу вернуться к этому с маркетинговой точки зрения. Мне даже отчасти жаль делиться с Вами этой информацией, это один из тех секретов, которые позволяют мне идти на два корпуса впереди большинства конкурентов - но пусть будет. Я знаю ещё много других секретов :)
Взгляните на то, как я продвигаю себя. Мой блог входит в сотню, а то и в полусотню самых известных в Рунете. На мои электронные газеты подписаны более 120,000 человек - много ли Вы знаете деловых журналов с таким тиражом? Мой бизнес-тренерский сайт выныривает в «Яндексе» одним из первых по запросам «партизанский маркетинг» и «бизнес-тренер». Мою книгу «Больше денег от Вашего бизнеса» читали десятки тысяч человек и она прочно прописалась в верхних строчках рейтингов деловой литературы. Я пишу для газет и журналов, я выступаю по радио и телевидению, я провожу мастер-классы и открытые встречи, мои клиенты рекомендуют меня новым клиентам... и это ещё далеко не всё.
Конечно, порой это утомляет. Но зато выстроенная система привлечения клиентов по десятку разных каналов делает меня практически неуязвимым в маркетинговом плане. Даже если тот или иной канал перестанет работать, даже если это произойдёт с двумя каналами сразу, это будет хоть и неприятно, но не фатально - остальные удержат меня на плаву.
- Что и показала практика последнего года - в то время, как многие коллеги жаловались на отсутствие заказов и готовы были работать чуть ли не за еду, мне приходилось отказывать клиентам, потому что заказов было больше, чем я мог принять.
То же самое я советую сделать и своим клиентам. И должен заметить, что нескольким из них этот подход уже позволил пережить голодную зиму 2008-2009, в то время как их конкуренты бойко пошли ко дну, обгоняя на пути вниз даже утюги и топоры.
А как обстоит с этим дело у вас, уважаемые читатели? Уверены ли вы, что завтрашний день для Вашего бизнеса будет безоблачным и ясным?
Или вы подсели на единственный канал рекламы или единственный источник дохода, как героиновый наркоман на иглу?
Если да - быстрее начинайте использовать «принцип осьминога»!
Journal information