Левитас о партизанском маркетинге (alex_levitas) wrote,
Левитас о партизанском маркетинге
alex_levitas

Category:

Про «белое», «серое» и «чёрное» в маркетинге

 
Периодически приходится слышать жалобы на то, что маркетинг – это путь обмана, что все маркетологи – лжецы и т.п. И возражения – в точности противоположные.

На самом же деле маркетинг не чёрно-белый. Он как минимум бывает «белым», «чёрным» – и всех промежуточных оттенков «серого».

«Белый» маркетинг – это ситуация, когда интересы маркетолога и/или его заказчика совпадают с выгодой клиента.

Сюда, например, относятся мерные стаканчики для стирального порошка – с одной стороны, они помогают домохозяйке отмерить нужную дозу и тем самым обеспечить качественную стирку, а с другой стороны, помогают производителю увеличить расход стирального порошка и, как следствие, объём продаж в одну семью за год. Сюда же относятся и выцветающие полоски на зубных щётках и одноразовых бритвах, показывающие, когда пора покупать новую – любой врач подтвердит, что предметами гигиены не стоит пользоваться долго, а компания-производитель, опять же, увеличивает количество покупок клиента в год.
  • Ну и собственно разработка и выпуск нового, более привлекательного для клиентов товара, который даст лучшее value for money – это тоже «белый» маркетинг, разумеется.
«Чёрный» маркетинг – это прямой обман клиента, на грани (а то и за гранью) нарушения закона. Интересы продавца в этом случае полностью противоречат интересам клиента.

Когда кассир в супермаркете пробивает йогурт три раза, хотя на ленте всего две баночки, или пробивает маленькую коробку конфет как большую – это «чёрный» маркетинг. Или когда в аптеке покупателю обманом навязывают ненужное ему дорогое лекарство – это «чёрный» маркетинг.
  • Это не только неэтично, но ещё и незаконно, за такое штрафуют и сажают в тюрьму.
Но между «белым» и «чёрным» маркетингом есть ещё огромное «серое» поле. Приёмы уже не являющиеся безупречно честными, но ещё не являющиеся обманом. Умолчания, намёки, создание впечатления и т.п.

Эта зона начинается от «очень светлого серого», граничащего с «белым» – когда человека подталкивают к совершению хоть и не самой выгодной для него, но в целом полезной покупки. Например, когда в аптеке предлагают более дорогое из двух-трёх однотипных лекарств.

А заканчивается «серая» зона «очень тёмным серым», уже на самой грани «чёрного» – чуть-чуть не доходящим до прямого мошенничества, но всё же не доходящим. Когда банк обещает выдать ссуду под 15% годовых, а где-то на пятой странице договора мелким шрифтом указывает, что за ссуду придётся заплатить операционный сбор, величина которого в договоре вообще не фигурирует, но с учётом которого фактический процент по кредиту превышает 40% – это пример такого вот «тёмно-серого» маркетинга. Человека ведь не обманули, условия оказались именно теми, что были прописаны в контракте, а клиент мог бы и внимательнее прочитать его... но очень уж это похоже на обман.

Посередине же находятся разные трюки, направленные на создание впечатления, не соответствующего истине. Скажем, когда российская компания выходит под брендом, производящим впечатление западного – Bork, Bagbier, ErihKrauze – это пример «средней серости» маркетинга.

И если на Западе маркетологи в основном стараются работать на «белом» или «светло-сером» поле, то в России преобладает спектр от «средне-серого» до «чёрного». Хотя и идёт некоторое «просветление» :)

А какие примеры можете привести Вы?
Tags: Маркетинг, Размышления
Subscribe
promo alex_levitas september 30, 17:14 2
Buy for 10 000 tokens
Хотите поднять продажи на десятки процентов за неделю-две? Без затрат? Без диплома MBA по маркетингу? Верится с трудом, однако это вполне реально! Именно для Вас я выпустил новую книгу «Деньги на бочку! 120 быстрых способов поднять Вашу прибыль». В этой книге я собрал «скорострельное оружие»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →