Тут я заканчиваю отвечать на вопросы о профессии бизнес-тренера, заданные читателями блога. Предыдущие две части: первая и вторая.
ОБО МНЕ
Используете ли Вы для своего бизнеса, т.е. бизнес-тренинга, какие-то особые "секретные", методики, которые нигде не афишируете, или же все, чему Вы учите используете и сами?
Я уже не раз говорил, что рекламирую себя теми же способами, которым учу других. Я не выкладываю конкретный список всех приёмов, которые использую для себя, но все те ходы, приёмы и стратегии, которыми я продвигаю и самого себя, и свои семинары, и свою книгу, и свои проекты - можно найти в моих семинарах, в моей книге, в моих статьях, в интервью журналам и т.п.
Часть наиболее "вкусных" вещей я даю только на семинарах - но нет ничего такого, что бы я держал в секрете и не раскрывал вообще.
Как Вы стали бизнес-тренером и каким был Ваш мотив?
Об этом я уже подробно рассказывал в отдельной теме. Загляните вот сюда.
Ещё такой вопрос: на разных семинарах вы подаёте разный материал или одинаковый? Или дополняете просто старое?
Если Вы под "разными семинарами" имеете в виду разные программы - например, «Партизанский маркетинг» и «Человеческие машины» - то материал там, конечно же, разный.
Если же речь идёт о проведении одной семинарской программы в разных городах - основной материал будет тем же, но отчасти набор приёмов и ходов, которые я даю на семинаре, зависит от вопросов участников.
Кроме того, семинары постоянно обновляются, в них добавляются новые темы, новые приёмы. Скажем, тот же семинар «Человеческие машины» из однодневного в будущем году станет двухдневным, столько появилось новых тем.
Что Вы ставите целью своих тренингов для себя? Зачем это Вам?
С одной стороны, это моё ремесло, которое меня кормит. А с другой - образ жизни, многовековая семейная традиция. Даже если бы я выиграл крупную сумму в лотерею и мог бы до конца жизни не работать, я всё равно продолжил бы преподавать.
О РЕМЕСЛЕ ТРЕНЕРА
Каково соотношение собственной практики к переработанной теории?
Чужого опыта неизбежно больше, потому что ни один человек не может знать всё - совокупный опыт других профессионалов неизбежно больше твоего, и только глупец станет призывать им не пользоваться.
С другой стороны, чужой опыт постоянно превращается в свой: столкнулся с проблемой клиента, предложил ему идею, почёрпнутую у кого-то из учителей или даже из прочитанной книги, она сработала - и теперь это уже твой собственный опыт.
Но за это время успеваешь прочитать ещё пяток книг, и чужого опыта у тебя в голове опять становится больше... И так - всю жизнь.
Как "обкатываются" и проверяются новые бизнес-семинары, прежде чем тренер внедряет их в свою рабочую программу?
Есть несколько подходов. Либо "новый" семинар где-то проводится раз-другой в тестовом режиме, бесплатно или за маленькие деньги. Либо "новые" семинары выстраиваются по частям: строится часовой блок, вводится в программу одного из "старых" семинаров, обкатывается в ней, затем он изымается, вместо него вводится другой блок, потом третий... а потом из этих блоков выстраивается новый семинар. Либо некоторые тренеры просто имеют набор готовых блоков-кубиков, и "новые" семинары строят из "старых" кубиков, перегруппируя их по-новому - но мне этот подход не близок.
Вы на своих тренингах только лекции читаете или моделируете ситуации и потом обсуждаете с людьми их поведения, ошибки и правильные пути решения? Просто судя по ссылке вы вроде против когда в ходе семинара используются различные игровые элементы.
Я против того, когда играми подменяют реальную работу. Против того, когда человек платит по 1000-1500-2000 рублей в час, и за эти деньги с ним два часа играют в зайчиков и белочек, ещё полтора часа читают стихи с выражением, ещё час учат считать до тридцати трёх, хлопая в ладоши и топая ногами, ещё полчаса ищут шариковую ручку в штанах соседа... а темой семинара вообще заявлялось "Повышение клиентской лояльности в период спада на рынке".
В своей работе моделирование ситуаций я использую, хотя и не так активно, как это делают тренеры по продажам или переговорам. Например, у меня моделируются ситуации презентации перед клиентом, ситуация работы с клиентской жалобой и т.п. Но это не главный мой инструмент, хоть и один из рабочих.
Какие бывают неприятные моменты в работе бизнес-тренера?
Их, к сожалению, не так уж мало. Часть из них связана с неизбежным для бизнес-тренера кочевым образом жизни, когда по 150-180 дней в году, а то и больше, ночуешь не в своей постели, а по гостиницам, поездам, аэропортам и т.п. Другая часть - с тем, что партнёры не всегда ведут себя честно, не всегда выполняют принятые на себя обязательства. Далее, как и всякого публичного человека, добившегося успеха, бизнес-тренера начинают критиковать или даже пытаться оклеветать как менее успешные конкуренты, так и просто завистники. Поскольку даты семинаров назначаются заранее, то даже если ты болен, даже если температуришь, даже после суток в дороге - всё равно надо выходить на сцену и работать, причём работать хорошо, с душой, с огоньком. На самих семинарах приходится порой иметь дело с самыми разными людьми, скептичными, конфликтными, пришедшими уесть тренера и т.п., вплоть до не вполне адекватных. А после семинара порой напрягают ситуации, когда все успехи иной клиент приписывает себе, а все неудачи - тренеру. И это ещё не всё, что омрачает жизнь бизнес-тренера.
С другой стороны, все эти вещи - это просто часть профессии бизнес-тренера. Как и у любой другой професии (подумайте о врачах, например), у этой тоже есть свои профессиональные проблемы, и с ними просто надо уметь справляться - это тоже показатель профессионализма.
Были ли случаи, когда вы отказывали кому-то в участии в ваших семинарах или "просили" оттуда и по каким причинам (кроме хамства и "градуса")?
Пока что не было, но я с лёгкостью могу представить себе ситуцию, когда буду вынужден это сделать. Например, если кто-то из участников будет мешать остальной группе, и призвать его к порядку не удастся - придётся расстаться с ним, чтобы остальные смогли получить пользу от семинара.
Как стать бизнес-тренером, с чего начать?
Люди приходят в бизнес-тренерство по-разному. Кто-то - из сферы бизнеса, имея за спиной профессиональный опыт. Кто-то - из психологии или психотерапии, не сильно разбираясь в бизнесе, но имея опыт работы с людьми. А кто-то и вовсе с нуля, имея лишь желание стать тренером.
Соответственно, и учиться им надо тоже разным вещам. И репутацию свою строить, самопродвижением заниматься - тоже по-разному.
Если начинать с нуля, то я бы порекомендовал выбрать несколько сильных тренеров из той области, в которой хотелось бы работать самому, и обратиться к ним за советом, куда и к кому пойти учиться и с чего начать карьеру. Сравнил бы их ответы между собой и постарался бы сделать выводы.
Откуда тренер собирает информацию для своего первого тренинга?
Это зависит от того, из какой сферы он пришёл. Люди, которые пришли, подобно мне, с опытом бизнеса за плечами, обычно уже имеют более чем достаточно информации, и остаётся только отсортировать её и выбрать то, что нужно для тренинга. Люди, пришедшие из психологии, часто добирают недостающую для тренинга информацию из книг, а если тренинг строится под заказ, то порой - из опыта самой фирмы-заказчика. Те же, кто начинает совсем с нуля, нередко сперва проводят тренинги по программам, составленным их учителем, и только потом начинают создавать свои.
Что включает "программа" самосовершенствования и профессионального развития уже успешного бизнес-тренера?
У каждого тренера свои способы. Мои, например, описаны здесь: работа с разными бизнесами, работа с литературой, систематизация знаний и т.п.
Если бы я жил в России, я бы ещё посещал семинары и тренинги хороших специалистов из числа коллег, но в Израиле с этим сложнее.
Используете ли Вы каждую возможность продвинуть себя и свой товар, или у Вас есть закрытые для работы области жизни? Есть ли у Вас в жизни моменты, в которые Вы можете разговаривать с незнакомым человеком не продвигая себя и свой товар?
Конечно же, я не работаю в режиме непрерывной саморекламы. Если вижу человека, которому могут быть полезны мои услуги, могу о них заговорить. А так у меня полно и других интересов в жизни.
О КНИГАХ
По какому принципу разбивается материал между книгами и семинарами?
У разных тренеров это происходит по-разному. Я могу рассказать только о себе.
Самые сильные вещи идут только в семинары. Чтобы у клиента был резон записываться на семинары, даже если он купил книгу.
Из того, что осталось, в книги идут вещи, которые можно внедрить без объяснений, просто прочитать и сразу сделать. А в семинар попадают вещи более сложные, которые уже требуется обсудить с тренером, попробовать, посмотреть на свои ошибки и попробовать снова.
Что книга должна сделать в первую очередь: предоставить то, что написано на ее обложке, или затащить читателя на семинар?
Должна кому? :) Всё зависит от того, кем и зачем эта книга пишется.
Иногда это делается для того, чтобы поделиться полезным опытом, продемонстрировать читателю, что тебе есть, что ему дать - и тогда в книге должно быть много полезной информации. Так написана моя книга "Больше денег от Вашего бизнеса" - читатель получает две сотни приёмов увеличения прибыли, которые можно внедрить самостоятельно.
А иногда книгу пишут, чтобы заманить клиента на тренинг, семинар или консультирование. Тогда автор старается дать как можно меньше полезной информации, но зато максимально заинтриговать читателя. Вот только модель эту в последнее время заездили неумелым использованием, а читатель пошёл неглупый, так что чем дальше, тем хуже работает этот подход.
Порой же книгу пишут для того, чтобы потом написать об этом в резюме. И тогда книга может представлять собой, как у иных коллег, 100 строчек (это не фигура речи, так оно и есть), размазанных на 40 страниц книжечки размером с паспорт. Но поскольку эта штука, выпущенная тиражом в 200 экземпляров, продаётся в книжных магазинах, её создатель теперь может писать "Бизнес-тренер Василий Пупкин, автор книги".
Иногда же деловые книги пишут, чтобы быстро заработать немного денег. Но об этом случае даже говорить неинтересно - ведь такой подход означает, что автор
Какие книги Вы бы порекомендовали по темам Вашей специализации, т.е. по партизанскому маркетингу и человеческим машинам? "Больше денег от Вашего бизнеса" уже купил, читаю.
В конце моей книги есть список рекомендуемой литературы. Чуть более полный список есть
Journal information