В комментариях к фотографии моей книги с наклейкой «Лучшие продажи в ноябре» из книжного магазина «Москва», один из читателей спросил:
—Просветите, пожалуйста, каков маркетинговый смысл помещения этой рекламной надписи на книгу, которая и так хорошо продается?
Ответ очень простой. Возможно, я разверну его подробнее в своей электронной газете - это очень интересная тема, можно рассказать и про клакеров, и про эксперимент Эша, и про костюм в полоску, и про тот же приём в политике - но если в двух словах, то маркетинговый смысл наклеек «Лидер продаж» завязан на три психологичеких принципа:
1) Люди не любят включать мозги и задумываться. Что вполне объяснимо - это ведь тоже напряжение сил.
2) Из-за того, что люди не любят включать мозги, они не любят выбирать - потому что это напрягает мозги. И уж тем более не любят, когда выбирать приходится не из двух-трёх, а из двух-трёх сотен товаров.
3) Поэтому в ситуации выбора большинство людей готовы положиться на выбор других. Либо на выбор признанного лидера - по принципу «Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит». Либо на выбор толпы - по принципу «Миллион леммингов не может ошибаться».
И вот эти принципы ведут к тому, что в магазинах и в каталогах часто выделяют лидера продаж. Выделяют ярко, напоказ. Чтобы посетители, которые не знают, за чем именно они вообще пришли в магазин, не испугались большого выбора - а могли положиться на выбор большинства. И это реально работает.
Те, кто не знают, за чем пришли, даже если их будет сбивать с толку обилие книг на полках магазина, не уйдут без покупки - а зацепятся глазом за яркую наклейку «Лучшие продажи», и получат возможность взять предположительно лучшее - то, что уже выбрали другие. Более того, и те, кто знают, за чем он пришли, возьмут то, за чем пришли - плюс, возможно, прихватят товар с наклейкой «Лидер продаж» или «Бестселлер».
И работает это, кстати, не только с книгами.
Journal information