Левитас о партизанском маркетинге (alex_levitas) wrote,
Левитас о партизанском маркетинге
alex_levitas

Category:

Слуга и господин или За что руководители не любят маркетологов

 
В книге Дэвида Моррелла "Сорок семь самураев" главный герой - профессиональный телохранитель и организатор службы безопасности - рассказывает о том, почему не с каждым клиентом он берётся работать.

Дело в том, объясняет он, что телохранитель (не быковатый бодигард, отгоняющий от хозяина забияк в кабаке, а protection officer) является для клиента одновременно и слугой, и господином. Будучи наёмным работником, он получает распоряжения от нанимателя, однако при этом он сам нередко командует нанимателем, диктуя тому, что можно и что нельзя делать, куда тому сесть и где встать, в какой ресторан заходить, в какой нет, на какой машине ездить - и так далее.

И поскольку клиенты, нанимающие телохранителя такого уровня - люди в основном высокопоставленные, к такому обращению они не привыкли. Им тяжело бывает подчиниться своему же наёмному работнику, они начинают бунтовать... и слабый телохранитель идёт на поводу у клиента, а сильный либо убеждает клиента слушаться, либо отказывается работать с ним.

Так вот, леди и джентльмены, примерно такие же проблемы нередко возникают и у маркетолога, независимо от того, работает ли он на ставке или же приглашён как консультант. Бизнесмен, будь то собственник или директор, обычно очень трепетно относится к бизнесу, которым руководит. А также весьма высоко ставит свои способности руководителя. И любое вмешательство со стороны, любой намёк на то, что где-то что-то он делает неправильно, воспринимает в штыки.
  • Одна моя близорукая приятельница ездит на машине, носящей следы многих столкновений с фонарными столбами, ограждениями и стоящими на ручнике автомобилями. Но когда я пытаюсь подсказывать ей при парковке, куда крутить руль - а я хоть и не вожу сам, много лет ездил со своей девушкой, тоже близорукой, так что профессию парковочного штурмана освоил в совершенстве - так вот, если я пытаюсь подсказывать, девушка жутко обижается и начинает огрызаться. И даже если она сама, пока запаркуется, долбанётся об машину спереди и об машину сзади, и ещё о поребрик - всё равно, подсказки со стороны её бесят. Со многими бизнесменами дело обстоит точно так же.
Ну а если человек не просто руководит бизнесом, а ещё и создал его сам, он зачастую относится к бизнесу не как к рабочему месту, а как к ребёнку. Помню, лет пять назад один джентльмен, запускавший новый проект, обратился ко мне за советом. Когда я начал объяснять, что первым делом ему надо напрочь переделать сайт (который выглядел в худших традициях "пионерского" дизайна - уродливый, мигающий, переливающийся, с косноязычными текстами), джентльмен ответил мне: "Мой сайт - это моя детка! Я не хочу его переделывать, я люблю его таким, как он есть!" Я опустил руки и закончил обсуждение. А проект вскоре сдох, конечно же.

А теперь представьте себе ощущения руководителя, который в муках выносил и родил план бизнеса или какой-то рекламной акции - а подчинённый, который его хлеб ест, начинает этот план критиковать и требует всё переделать. Неприятно, верно? Раздражает? И нередко маркетолог получает по башке, а то и вовсе вылетает с работы, чтобы не умничал. А если план потом провалится, то директор опять же будет костерить маркетолога - почему не предупредил, почему не отговорил, не подсказал, как сделать лучше?
  • У консультантов, приходящих со стороны, такая проблема тоже бывает. Но тут всё-таки полегче, потому что на консультанта работает и репутация, и тот факт, что клиент сам его пригласил, а значит - и сам понимает, что его план не безупречен.
По-хорошему же маркетолог должен быть своему нанимателю, как и телохранитель, слугой и хозяином одновременно. Как слуга, он направляет свои усилия на достижение деловых целей, поставленных нанимателем. Но при этом, как хозяин, он указывает нанимателю, что и как делать в его бизнесе - для достижения тех самых целей. Понятно, что он не отдаёт команды, как в армии, но многих вопросах именно его слово будет решающим. Какой товар закупать или производить, какой аудитории адресовать рекламу, что писать на сайте, как наладить работу отдела продаж и службы доставки - во всех этих, а также во многих других вопросах руководитель должен если не подчиняться, то как минимум прислушиваться к маркетологу. Не делать этого так же неразумно, как капитану корабля - не прислушиваться к нанятому им лоцману.

Если же бизнесмен не понимает всего этого, если считает, что круче него только яйца, а дело маркетолога - не выпендриваться, а писать тексты для листовок и мерять долю рынка... Тогда ему, конечно, невозможно согласиться на позицию ведомого, невозможно позволить какому-то менеджеру критиковать себя и влиять на свои планы.

И тогда он имеет такой маркетинг, какого заслуживает.

P.S. А ещё взгляните на расписание моих ближайших семинаров
Tags: Маркетинг, Психология, Размышления
Subscribe
Buy for 10 000 tokens
Хотите, чтобы Ваш бизнес приносил вдвое больше денег, отнимал вдвое меньше времени и работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие швейцарские часы? Чтобы он рос и развивался, постоянно набирая обороты даже в кризис? Есть проверенная технология, которая поможет Вам этого добиться!…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →