Левитас о партизанском маркетинге (alex_levitas) wrote,
Левитас о партизанском маркетинге
alex_levitas

Category:

Тель-Авив — Москва — Селигер

 
Вернулся из поездки на молодёжный предпринимательский форум на Селигере. Ну а поскольку я исповедую подход, который лучше всего характеризуется словами «заодно», «пользуясь случаем» и «чтоб два раза не вставать» - объединил поездку с ещё несколькими встречами и с повышением своей квалификации как бизнес-тренера - навыков работы с группой.

В итоге удалось запихать в три полных дня и ещё две половинки дня кучу встреч, мастер-класс для тренеров и двухдневный семинар для тренеров, два моих мастер-класса, поход в книжный магазин и развиртуализацию.

На мастер-класс и на семинар я подал заявки заранее, через Интернет. И если организаторы семинара откликнулись с похвальной скоростью, буквально в течение четверти часа, и чётко ответили на все вопросы, то организаторы мастер-класса просто не ответили на заявку. В смысле, вообще не ответили. Но я решил в любом случае запланировать его посещение, а если что-либо сорвётся - не страшно, я всяко найду, чем занять себя на пару часов.

Когда я пришёл в контору, которая проводила мастер-класс, я тут же понял, что отсутствие ответа на Email вполне отражало стиль работы этой фирмы. Потому что первым, что я увидел, была девочка-рецепционистка, строго выговаривающая корпоративному клиенту, директору фирмы, который привёл на тот же мастер-класс семь человек: «Что это такое, почему Вы меня заранее не предупредили?»
  • Отдельно отмечу, что без этих семи человек мастер-класс отменился бы из-за недобора группы. Я не настаиваю на том, что девочка непременно должна была целовать клиенту ноги - но уж как минимум поблагодарить и выразить бурную радость стоило бы.
С дамой-тренером, которая вела мастер-класс, у меня оказалось некоторое расхождение в подходах (например, она считает, что упражнение на тренинге должно выводить на единственный правильный ответ - я же полагаю, что важнее выйти в область качественных решений, а собственно верных ответов может быть много), но ряд полезных вещей я у неё взял, теперь буду смотреть, как использовать их в своей работе.

Двухдневный тренинг был гораздо интереснее, поскольку включал в себя и лекционную часть, и отработку, и разбор полётов. Проходил я его с девушками-тренерами из матрасной фирмы «Аскона», и лишний раз убедился, что лучшие женщины в России обычно живут в провинции. Два дня семинара вели два разных тренера, так что можно было сравнить две манеры.

Первым шёл психолог-роджерианец, весь из себя расслабленный, в футболке и сандалиях - вполне обычный наряд для Израиля, но, наверное, не самый типичный для Москвы. Поработали с темами процессов в группе, эмоционального вовлечения, буддистского навыка «здесь-сейчас».

Вечером пообщался с приятелями-филологами. Посидели в кафе «Сёстры Гримм» - приятное место и приятное обслуживание, но почему кувшин лимонада стоит примерно вровень со стейком из мраморного мяса, я не понимаю. Филологи - замечательные ребята, но после пары часов в их обществе мне пришлось весь следующий день следить за речью, чтобы не сбиваться на стиль: «Эй, тёлки, пошли встряхнём сиськами!»
  • А потом они рассуждают о нарративе, об отличиях литературы от паралитературы, о постструктурализме, о влиянии христианских сюжетов на Старшую Эдду, о локативе к слову «мышь», о тонкостях перевода с литературного английского языка эпохи Регентства... и потом опять о сиськах :)
На второй день тренерский семинар вёл молодой человек в пиджаке и галстуке, с нэлперским образованием. Поговорили о трудных участниках, поиграли в игру «Убей тренера», когда вся группа изображает из себя проблемных участников и надо как-то работать с этим птичьим базаром, не срываясь, обсудили способы разработки программы тренинга. Оказалось, что у нас с тренером есть общий приятель в Израиле - мир и правда тесен.

Вечером развиртуализовались с dimka_aka_dd, 1001smile, vorobiev, lolyc, ceny и oishu. Ещё несколько человек были приглашены, но прийти не смогли. Поболтали о самых разных вещах - от бизнеса до курсов пикапа, от стратегии продвижения блога до костюма Дарта Вейдера в стиле «Hello, Kitty!», от того, зачем мне оранжевый блокнот, до разницы между конкуренцией карьерной и бизнесовой. В общем, вечер удался.

А на следующий день с утра я сорвался на Селигер. Сперва предполагалось, что я поеду селигеровским же шаттлом, но ближе к делу выяснилось, что меня может подбросить человек, который едет туда по своим делам. Это было очень удачно, доехали мы гораздо быстрее и комфортнее, чем получилось бы на шаттле.

Попутчики подобрались как будто специально для того, чтобы я убедился - с молодым поколением всё в порядке. Умные, образованные, успешные, амбициозные ребята, с которыми можно поговорить и про бизнес, и про античную литературу, и про английские колониальные войны, и про «Что?Где?Когда?»

На самом Селигере времени на неформальное общение почти не было. Приезд - КПП - осмотр местности - мастер-класс по партизанскому маркетингу - мастер-класс по отладке бизнес-процессов - перекус - отбытие. Поэтому впечатления малость клочковатые.

Когда я написал, что собираюсь выступать на Селигере, несколько человек высказали свои опасения насчёт того, что всё это будет политическим мероприятием и сослались на то, что лагерь проводит движение «Наши» с несколько неоднозначной репутацией. Но по факту оказалось, что в этом году лагерем занимается федеральное агентство по делам молодёжи, и никаких признаков чрезмерной политизированности я там не обнаружил. Конечно, сцену украшали гигантские портреты двух гарантов конституции, а столбики забора лагеря были выкрашены в триколор - но это вполне в рамках ожидаемого от государственного проекта. Да ещё малость царапнул глаз «вечный огонь», который зажигают на два месяца. А так - как по мне, честный лагерь для работы и отдыха.

Пока было время перед моим первым мастер-классом, организаторы сводили меня в инновационный шатёр, где были представлены не просто идеи, а работающие прототипы. К моему огромному сожалению, ни один (!!!) из стендистов - а я так понимаю, это были сами авторы инноваций - не смог внятно и интересно для потенциального инвестора презентовать мне свой проект. Не было даже минимального понимания того, что же инвестору важно. О прибыли на инвестицию и сроках окупаемости не заговорил ни один. О рынке сбыта предполагаемого товара еле-еле заикнулся один, но по объёму этого рынка ничего внятного сказать не смог.
  • Ну я-то ладно, я просто гость, но ведь они наверняка и с инвесторами так же общаются :( Предложить, что ли, организаторам провести на следующий год перед началом смены мастер-класс о том, как подавать инвестицию?
Прямо перед моим мастер-классом оказалось, что в соседнем шатре ведёт свой класс Глеб Архангельский, с которым мы переписываемся уже лет пятнадцать, а тут, наконец, познакомились вживую. Но пообщаться времени не было, пожали друг другу руки и разбежались вести каждый своё.

На первый мастер-класс, по партизанскому маркетингу, собралось (на глаз) человек сто-сто пятьдесят. Славные с виду молодые люди лет 20-25, много симпатичных девчонок (это и Прохоров, который выступал после меня, тоже отметил). Почти все в зале - из предпринимательской смены, владельцы собственных бизнесов.

Рассказал им о направлениях в партизанском маркетинге, дал за полтора часа штук 25 приёмов. Пошло хорошо - раз десять приходилось ждать, пока стихнут аплодисменты. Когда говорил о важности правильной презентации бизнеса, пригласил девушку Лену рассказать о своей фирме. Тут же полезли классические ошибки: не назвалась, не назвала фирму, не объяснила, зачем именно к ней клиенту стоит прийти... «У меня сеть салонов нижнего белья» - и всё. Зато после того, как я объяснил основные принципы и предожил исправить ошибку, вышла девушка Наташа и так зажгла на тему нижнего белья, с финальной фразой «Бельё, которое приятно снимать», что зал сперва взорвался апплодисментами, а потом, когда я спросил, кто бы пришёл в магазин, руки подняли даже мужчины. Есть, есть ещё девушки в русских селеньях!
  • После мастер-класса я полушутя поинтересовался, замужем ли девушка - а учредителям МКП сказал уже на полном серьёзе, чтобы они к ней присмотрелись, пока никто другой не схантил. Потому что такие кадры на дороге не валяются.
Визитки были у многих участников - это большой плюс. Но многие из них скорее могли бы играть роль антирекламы, нежели рекламы своего владельца. Например, когда берёшь в руки визитку типографии, криво напечатанную на скверной бумаге, то сразу понимаешь: этим ребятам можно заказывать ну разве что объявления для расклейки на фонарные столбы, да и то под вопросом. Похоже, старые статьи о визитках - раз, два и три - не потеряли своей актуальности.

Организаторы лагеря любезно помогли мне с тиражированием дисков для участников мастер-класса. И когда я начинал, упомянул в двух словах, что после лекции каждый сможет получить диск с 300 полезными статьями о бизнесе. Я наивно предполагал, что в конце можно будет просто раздать диски каждому или пустить коробку по рядам. Но когда прозвучали слова «Спасибо за внимание», слушатели вскочили и ломанулись к коробке с дисками, как стадо бизонов - снесли усилитель, уронили вещи со стола, чуть не сшибли меня с ног, а нескольких девушек таки сшибли. Хорошо хоть не затоптали.
  • Я понимаю, конечно, что бизнес - это такая сфера, где порой приходится поработать локтями. Но зачем это делать без необходимости?
С мастер-класса по ПМ мне пришлось сразу бежать, раздавая автографы на ходу, чтобы тут же провести второй мастер-класс, по «человеческим машинам», по способам отладки бизнес-процессов и работы персонала. Поскольку за мной туда потянулась большая часть аудитории первого мастер-класса, собралась изрядная толпа. Очень продуктивно поговорили о стандартизации бизнеса, о разборе бизнес-процесса на составляющие, об инструкциях, механизмах контроля, инструментах поощрения и наказания и т.п. Выполнили пару упражнений, ответил на несколько десятков вопросов. Судя по таким вот отзывам, многим оказалось полезно.
  • Какой-то джентльмен средних лет - судя по возрасту, гость или преподаватель, но не участник - задал вопрос с подковыркой: дескать, нам тут на днях рассказывали, что все люди разные, что невозможно всех загнать в рамки стандартных инструкций, так зачем же Вы нас обманываете насчёт того, что инструкции работают? Пришлось объяснить, чем практика отличается от философии, и напомнить, что «МакДональдс» со своими инструкциями пока ещё не разорился.
После второго мастер-класса попили чаю и поели супа у организаторского костра, пообщались с lopuhovmkp и llunkova, учредителями Московского Клуба Предпринимателей, которые уже второй год подряд занимаются на Селигере благотворительностью, рассматривая проекты участников и отвечая на их вопросы. Да и пришла пора ехать обратно в Москву. На этот раз селигерским шаттлом - «газелью» имени Дерипаски. По дороге приятно пообщался с девушкой из Краснодара, которая играет там в «Что?Где?Когда?», а на Селигере проводит какую-то авторскую интеллектуальную игру.

Суббота прошла в основном за сборами и общением с хорошими людьми. Да ещё на вокзале, буквально за минуту до отхода аэроэкспресса, мне успел передать стопку книг на рецензирование джентльмен из «Манн, Иванов и Фербер». Думаю, отчёты будут на следующей неделе. А то я давненько уже не писал о книгах.

Аэроэкспрес этим летом обзавёлся фишечкой в виде «вагона бизнес-класса», который дороже на 40%, чем обычный. Поскольку там гарантировали сидячее место, а ехать стоя после трёх дней на ногах очень не хотелось, взял билет в бизнес-вагон... и неожиданно оказался в нём единственным пассажиром. Вагон на самом деле был вполне обычный, и без кондиционера (что несколько некомфортно при +38° снаружи), а за лишние 200 рублей разве что дали попить минералки и предложили газету, но всё-таки идея оказалась удачной: в бизнес-вагоне было просто жарко, а в обычных вагонах ещё и дышали-потели по 100 с лишним человек, так что к середине пути вагоны превращались просто в сауны на колёсах.
  • Кстати, господа бизнесмены, видите ли Вы, как красиво был использован приём увеличения цены?
И вот я снова дома, леди и джентльмены. Дайте мне прийти в себя после поездки - и я отвечу на свежие письма, а также поделюсь с вами новыми маркетинговыми и рекламными приёмами.

P.S. А ещё Вы можете взглянуть на расписание моих ближайших семинаров
Tags: Путевые заметки
Subscribe
Buy for 10 000 tokens
Хотите, чтобы Ваш бизнес приносил вдвое больше денег, отнимал вдвое меньше времени и работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие швейцарские часы? Чтобы он рос и развивался, постоянно набирая обороты даже в кризис? Есть проверенная технология, которая поможет Вам этого добиться!…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →