Если я спрошу, умеете ли Вы бегать, Вы наверняка ответите утвердительно (если Вы - не одноногий пират Джон Сильвер). Но если я спрошу, выдержите ли Вы марафонскую дистанцию, или сумеете ли пробежать стометровку за 15 секунд - в 99% случаев ответ будет отрицательным.
К сожалению (а может быть, к счастью для консультантов), большинство людей умеют читать и думать примерно в том же смысле, что умеют бегать. То есть, вполне способны составить буквы в слова или ответить на вопрос, как звали отца Веры Павловны - но учебник по основам логики, изданный в XIX веке для церковно-приходских школ, для их понимания уже сложен.
И ярче всего это хромое мышление проявляется в том, как люди задают вопросы.
Представьте себе, например, что человек является владельцем ресторана, расположенного на небольшой улице в центре Москвы и что в последние два месяца посещаемость его ресторана упала на 20%. Этот человек решил обратиться ко мне за советом. Он хочет получить конкретную рекомендацию, «заточенную» под его бизнес, которая позволит решить его проблему. Как Вы полагаете, что он напишет в своём письме?
Возможно, Вы не поверите, но в девяти случаях из десяти письмо будет выглядеть примерно так:
«Здравствуйте! Я владелец ресторана. Что бы Вы мне посоветовали, чтобы увеличить доходы?»
Или, хуже того, вот так:
«Здравствуйте! Напишите что-нибудь о ресторанном бизнесе! Василий П.»
Нет, я не шучу. Именно так и выглядит большая часть приходящих по электронной почте вопросов. Примерно так же задают вопросы и в живом разговоре.
Конечно, если этот человек - платный клиент, обратившийся за консультацией, то я задам ему все необходимые уточняющие вопросы. Это часть моей работы. Но если этот человек хотел получить бесплатный короткий совет - такая постановка вопроса просто не позволяет дать сколь-нибудь внятный ответ.
Поэтому сейчас, когда я работаю над новой версией сайта, приходится формулировать текст на странице, посвящённой вопросам и ответам, примерно так:
«Если Вы хотите задать вопрос - пожалуйста, представьтесь, расскажите о своём бизнесе и о том, какую должность Вы занимаете, опишите проблему, с которой Вы столкнулись, если Вам известны её причины - перечислите их, пожалуйста, если проблема связана с конкурентной борьбой - пожалуйста, напишите вкратце о своих конкурентах, их отличиях от Вас и о предпринятых ими действиях, сформулируйте, каким образом Вам хотелось бы решить эту проблему и какой результат Вы хотели бы получить, а также расскажите, какие действия уже были предприняты Вами, чтобы её решить, и почему, на Ваш взгляд, они не достигли успеха»
А главное, что меня огорчает в неумении людей задавать вопросы - они ведь и думают точно так же. И бизнес ведут столь же невдумчиво. А непродуманные вопросы - это лишь следствие беспорядка в мыслях.
Для меня, как для консультанта, это выгодно. Но как человека и как клиента, это меня огорчает.
Journal information