Вместо эпиграфа: «Вася сегодня таксиста обманул. Дал ему три рубля, а сам не поехал».
У иных клиентов тоже есть козырные способы «обмануть» консультанта - заплатить ему за работу и умудриться не получить от этой работы никакой выгоды.
Например, один из таких способов - забыть рассказать о какой-то очень важной части проблемы, а потом, между делом, вспомнить её как незначительную деталь. Скажем, ближе к концу разработки хитрых формул зарплаты и схем карьерной лестницы, призванных уменьшить текучку кадров, вставить невзначай: «Да, кстати, а ещё мы работников бьём плёткой и морим голодом - это может как-то влиять на высокую текучку?» Но с этим консультант ещё может бороться - задавая клиенту столько вопросов, сколько папаша Мюллер не задавал советской разведчице.
Почти невозможно бороться с другим явлением - неспешностью клиента и его работников. Этим способом клиент может особенно ловко одурачить консультанта, когда речь идёт о срочном проекте. «–А как обстоит дело с тем опросом, который Вы должны были закончить позавчера? –Знаете, ещё дня через два мой менеджер по работе с клиентами освободится, и тогда сможет начать опрос...»
Но самый лихой способ пустить потраченные на консультанта деньги коту под хвост... Да, он же является и самым простым. Выслушать советы консультанта - и сделать всё по своему. «–Мы же с Вами подробно обсудили макет рекламы! –А вот моя тёща посмотрела и сказала, что если эту надпись сделать в два раза крупнее и зелёным цветом по красному фону в жёлтый горошек, и ещё вставить портрет Гарри Поттера, то будет лучше...»
По счастью, консультаты тоже знают уйму способов перехитрить клиента. Поэтому частенько им удаётся причинить клиенту пользу и выгоду. Даже не смотря на всё его сопротивление.
Journal information