Левитас о партизанском маркетинге (alex_levitas) wrote,
Левитас о партизанском маркетинге
alex_levitas

«Мышление нищего» в бизнесе

 
Пост о мышлении нищих и мышлении богатых вызвал бурную реакцию. Восемь страниц комментариев (включая скрытые комментарии авторов, забаненых за хамство). Видимо, тема интересна для многих.
  • Я хочу выразить отдельную благодарность тем людям, которые продемонстрировали нам мышление нищего на живых примерах - спасибо за содействие, ваше участие было очень полезно для дискуссии. Позабавило также развитие упомянутой в посте темы о том, следует ли мужчине платить за кофе девушки.
Однако поскольку мой блог посвящён бизнесу, а не психологии или личностному росту - я хочу особо обозначить, в чём проявляется «мышление нищего» именно в бизнесе.

Основными движущими мотивами бизнесмена или руководителя, чьё мышление является мышлением нищего, будут четыре вещи: страх, недоверие, зависть и мелочность. Эти мотивы, переплетаясь, создают картину поведения «бизнесмена-нищего».

В чём будет проявляться страх? В неготовности экспериментировать. В неготовности сделать крупную инвестицию, если можно обойтись без неё. В желании сэкономить даже на том, на чём экономить нельзя. Собственно, жадность и скупость тоже есть проявление страха - страха перед тем, что завтра денег не будет.

Ещё страх будет проявляться в том, что человек будет банально трусить подниматься выше плинтуса. Будет рассуждать о том, что налоговая, милиция, госчиновники и бандиты только об одном и думают - как отобрать у него бизнес. И поэтому он боится расти.
  • Впрочем, даже если страна благополучная и риска отъёма бизнеса нет, человек с мышлением нищего будет бояться расти - потому что боится не справиться, потому что боится новой работы, потому что боится неизвестно чего, но всё равно боится.
Отсюда же будет и неготовность идти на риск, даже на умеренный - потому что страх потерять оказывается сильнее желания заработать. Это ровно то же поведение, которое заставляет мужчину с мышлением нищего рассуждать о том, что он не готов платить за кофе девушки, если нет уверенности, что она станет с ним спать - страшно рискнуть даже парой евро за чашечку кофе. Домыслите сами, как это проявляется в бизнесе.

Недоверие будет проявляться в том, что «мышление нищего» заставит в каждом человеке искать врага или потенциального обманщика, в каждом деловом предложении искать подвох, в каждой возможности искать ловушку. Не то, чтобы бизнесмену стоило бы вести себя беспечно - но подозрительность нищего страшна тем, что если он ищет подвох, но найти его не удаётся, нищий считает это особенно подозрительным и удваивает бдительность.

Поэтому надёжных партнёров у него нет либо их единицы, возможности расширить бизнес за счёт партнёрства, франшизы, филиалов и т.п. он либо не использует, либо сам ими управляет и их контролирует, работники его тихо ненавидят, потому что он относится к ним как к ворам, которых ещё не успел поймать за руку... А можно ли развивать бизнес без надёжных помощников?

Зависть покажет себя тем, что главной заботой «бизнесмена-нищего» становится не столько стремление заработать самому, сколько не дать другим заработать больше себя. «Господи, вырви мне один глаз» в чистом виде. Например, если предпринимателя с мышлением нищего зовут в проект, где он может заработать миллион долларов, он может ответить «Ага, я заработаю миллион, а вы на мне заработаете два?! Не бывать этому!»

Вообще, жалобы человека на то, что на нём пытаются заработать, и подсчёт денег в чужом кармане - обычно верный признак нищего, вне зависимости от того, идёт ли речь об обмене идеями или о совместном проекте.
  • Вкупе с недоверием это лишает бизнесмена-нищего возможности заработка в партнёрстве.
Ну а мелочность будет проявляться в стремлении сберечь копейку, пусть даже на это придётся потратить сил на рубль. Ситуация, когда руководитель полчаса лично ищет, в какой типографии заказ визиток обойдётся на 50 рублей дешевле - это оно.

Кроме того, мелочность будет проявляться в мелком масштабе мышления. Прекрасная иллюстрация - анекдот про бедного еврея-портного, который рассуждает: «Если бы я был царь, я бы жил лучше, чем царь. Я бы днём был царь, а вечером бы ещё подрабатывал шитьём». И история про принца и ползузы - о том же. Там, где обстоятельства позволяют заработать миллион, бизнесмен-нищий будет мыслить категориями копеечными. Потому что более крупные суммы для него - это как Дед Мороз, образ из литературы или из кино, а не из жизни.

Наконец, мелочность будет проявляться ещё и в готовности удовольствоваться малым. Так мыслят владельцы малых бизнесов, которые говорят: «Мне много не надо, мне бы прокормиться, мне бы тысячу долларов в месяц заработать и я не надо больше...»

Важно понимать, что любая из этих черт или даже все они вместе могут быть позитивны - для бизнесмена правильнее быть экономным, чем расточительным, правильнее быть осторожным, нежели безбашенным, правильнее принимать меры предосторожности, чем быть беспечным. Но у бизнесмена-нищего все эти черты принимают гротескные формы, гипертрофируются, и приносят больше вреда, чем пользы.

Посмотрите на свою обычную манеру поведения, манеру принятия решений. И спросите себя: «Не управляет ли мною где-то мышление нищего? Не мешает ли мне это развиваться и развивать свой бизнес?» И если Вы узнали себя в том или ином описании - постарайтесь впредь отслеживать такие моменты. И если поймали себя на таких вещах, постарайтесь сделать паузу и подумать, полезно ли Ваше поведение для бизнеса или же парализует его?

А какие ещё примеры поведения «бизнесмена-нищего» можете вспомнить Вы, уважаемый читатель?

P.S. И ещё о мышлении нищего. Вот пост одной интересной девушки, заслуживающий прочтения. Говорю сразу, я далеко не во всём с ней согласен, но прочитать и покрутить в голове её идеи стоит. Фраза про йогурты особенно хороша.

P.P.S. А ещё Вы можете взглянуть на расписание моих ближайших семинаров

 
     Поделись с друзьями:    Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com Поделиться в Яндексе
Tags: Личная эффективность, Психология, Размышления
Subscribe
promo alex_levitas june 14, 11:32 5
Buy for 10 000 tokens
Вы продавец? Или владелец бизнеса? Или руководитель отдела продаж? Поздравляю! Именно для Вас я написал книгу «Убедили, беру! 178 проверенных приёмов продаж», собрав со всего мира эффективные приёмы продаж, подготовки к продажам и управления продавцами. Ссылка для заказа книги на «Лабиринте»:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →