Одним из рекламных ходов, который нельзя назвать как добросовестным, так и недобросовестным, является раздувание ничтожных достижений - из честно заслуженной мухи делают не слона даже, а гигантозавра. Иногда же в качестве достижения может подаваться даже отсутствие достижений.
- При этом речь не идёт о прямой лжи, но и правдой это назвать трудно
Или, скажем, один из сайтов, сделанных на коленке начинающей веб-студией, получил значок «Хороший сайт о котиках», выданный какой-то школьницей из Калифорнии, которая пытается поднять PageRank своего сайта, размещая ссылки на него под видом наград. С этого момента веб-студия пишет в своей рекламе: «Сайты, сделанные нами, удостоены международных наград» (да, это реальный пример).
А один из российских маркетологов, за неимением других причин для гордости, много лет похвалялся членством в AMA, подписывал свои статьи и электронные письма «Арсений Сорняков, член Американской Ассоциации Маркетологов» и даже на визитках писал то же самое. Хотя вообще-то AMA принимала в свои ряды любого, чья работа или учёба хоть
В последнее время я часто встречаю этот приём у молодых предпринимателей, пытающихся пустить пыль в глаза потенциальным клиентам.
Например, одна девушка начала какой-то чахлый бизнес, а параллельно давала на фрилансерской бирже задания вроде «Найти реферат о политической сатире в поэзии Лермонтова -
Другой бойкий юноша пишет у себя на сайте: «Каждую неделю я читаю по 60 книг. Это составляет более 3000 книг в год. Хотите ли вы, чтобы вас консультировал эксперт, прочитавший тысячи книг?» Хотя стоит поговорить с этим юношей и попросить его рассказать о том, как ему удаётся читать по девять книг в день, то выясняется, что он овладел «техникой сверхбыстрого чтения» и тратит на каждую книгу
- Хотите ли Вы, чтобы Вас консультировал такой эксперт? :)
Можно привести ещё много примеров - но суть везде одна. Человек находит какие-то сколь угодно ничтожные события в своей жизни, и начинает переформулировать их красиво, используя слова и образы, которые мы привыкли связывать с высокими достижениями.
Например, если в школьные годы человек летал с мамой в Турцию (с пересадкой в Будапеште), и там два раза пробовал кататься на виндсерфе, а также проехал на автобусе по горам из аэропорта до отеля - он пишет у себя на сайте и в блоге: «Люблю путешествовать - бывал в Европе и Азии, ходил под парусом по Средиземному морю, поднимался в горы».
Если прыщавый юноша с избыточным весом посещал полтора месяца секцию бокса, пока ему не разбили нос на внутриклубном турнире для новичков, а также пытался принять участие в марафоне на «Общегородской день спорта», но свалился, пробежав три квартала - он пишет о себе: «Настоящий мужчина - участвовал в марафонских забегах и чемпионатах по боксу».
А девушка, которая пять лет назад в санатории под Тверью участвовала в субботнем конкурсе «Мисс Отдыхающая» и прошла во второй тур, обойдя двух пенсионерок, школьную учительницу и главного бухгалтера с птицефабрики, но не попала в призовую тройку, скромно пишет о себе: «Финалистка конкурса красоты».
Примерно так же могут морочить голову клиентам и фирмы. Скажем, если компания основана месяц назад и в ней работают три человека, чей стаж в профессии составляет 7 лет, 3 года и 5 лет, компания может писать в рекламе: «15 лет нашего профессионального опыта к услугам клиентов». А компания, делающая регулярные заказы фрилансеру из Украины, объявляет себя «международной».
И, разумеется, точно так же могут пускать пыль в глаза производители товаров. Например, компания из Костромы может писать в своей рекламе «Настоящее европейское качество!» и «Сделано в Европе» (что чистая правда - ведь Кострома и впрямь находится вовсе
Допустимо ли использование подобного приёма рекламы? У меня не повернётся язык сказать «нет», но важно понимать пару вещей:
- Это хоть и не прямой обман, но и не чистая правда, так что подобные вещи могут оказаться опасными для репутации и стать поводом для насмешек
- Такая подача работает лишь там, где клиенты невзыскательны и доверчивы, и не станут придирчиво выяснять, в финал какого именно «конкурса красоты» вышла «фотомодель и киноактриса»
- Наконец, любому мало-мальски сообразительному человеку подобная подача мух в качестве слонов сразу даст понять, что реальных достижений у хвастуна нет
- Опасность в том, что результаты могут ведь и не появиться
А где Вам, уважаемый читатель, доводилось сталкиваться с такой подачей ничтожных достижений как высоких, с подачей мухи как слона?
P.S. Если Вам нравится моя книга - пожалуйста, поддержите её на конкурсе «Книжная премия Рунета—2012»
P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров - Воронеж, Калуга, Ростов-на-Дону
Journal information