Левитас о партизанском маркетинге (alex_levitas) wrote,
Левитас о партизанском маркетинге
alex_levitas

Category:

«Время богатырей», «время дружин» и «время регулярной армии»

 
Если посмотреть на военную историю, то мы обнаружим три этапа развития: «время богатырей», «время дружин» и «время регулярной армии».

Первым идёт период, когда серьёзной (без дураков серьёзной) боевой силой является один могучий боец. Герой, богатырь и так далее. Классический пример - Илья Муромец, способный в одиночку или с парой товарищей поддерживать порядок на дороге в Киев, окорачивая разбойников, или разгромить вражеский отряд. Другие примеры - Самсон, Рустам, Геракл, У-Сун, Гильгамеш, рыцари круглого стола...
  • Это всё персонажи легендарные, конечно, но у всех у них, безусловно, были прототипы - могучие и умелые воины, стоившие целого отряда каждый. Если же брать людей, чья биография хорошо задокументирована, можно вспомнить немецких асов Хартманна, Баркхорна и Ралля, сбивших за годы войны по целой авиадивизии - каждый.
Однако время шло, деревни превращались в города, племена превращались в народы... И возникали ещё не армии в современном понимании, но уже «дружины». От вождя теперь не требуется быть лучшим бойцом своего отряда, важна способность привлечь под свою руку сильных бойцов и наладить управление ими. У героя-одиночки, который мог в рукопашной перебить три десятка неорганизованных противников, теперь не остаётся никаких шансов против сыгранного отряда.

Практически всё Средневековье и даже часть эпохи Возрождения - это «время дружин», время частных армий. Примерами успешных вождей могут служить крестоносец Готфрид Бульонский или кондотьер Франческо Сфорца.
  • «Дружины» были эффективны в набегах или в войнах между городами-государствами, но для проведения серьёзной военной кампании им приходилось объединяться между собой, что неизменно приводило к сварам между вождями, раскоординации между их армиями... и очень сильно снижало эффективность армии в целом.
Однако с укрупнением государств возникает серьёзная проблема: страной вроде как правит король, но при этом у каждого из крупных дворян есть своя «дружина», своя частная армия - и подчиняется она вовсе не королю. Если нужно вести широкомасштабные военные действия, больше всего времени и сил уходит на то, чтобы сеньоры договорились между собой - причём нет гарантий, что во время войны договоренность не будет нарушена.

Поэтому короли начинают формировать регулярные войска, подчиняющиеся непосредственно короне, т.е. государственной власти - причём войска единообразные, одинаково организованные, вооружённые и обученные, так что замена одной роты на другую или организация новой роты становилась рутинным делом. В качестве примера первых регулярных войск можно привести французские ордонансовые роты Карла VII или стрелецкое войско Ивана Грозного.

И точно так же, как герои-одиночки оказываются несостоятельны против организованного отряда - точно так же и «дружины» отдельных «вождей» не выдерживают столкновения с армией регулярной (поход монголов на Русь или завоевание британцами Индии - наглядные тому примеры). Одиночные бойцы или даже отряды перестают играть значимую роль в войне.

Например, даже такие «трёхзвёздные» монстры, как Кожедуб и Покрышкин, не уступавшие в мастерстве лучшим немецким асам, сбили ничтожно мало немецких самолётов - относительно общего их числа, сбитого советскими истребителями. Перемололи «люфтваффе» в основном обычные лётчики - как сформулировал это кто-то из советских маршалов, судьбу войны в воздухе решили не асы, а программы лётных училищ.

То же самое касается и других родов войск, и даже стратегов-полководцев: не было бы Жукова, так Берлин взял бы Рокоссовский, не было бы и его - нашёлся бы другой военачальник.

Почему я пишу об этом в бизнес-тренерском блоге? Дело в том, что и компании зачастую проходят те же этапы развития. С теми же проблемами и ограничениями.

На старте многие компании проходят «время богатырей». Зачастую продажи (или, реже, производство) зависят от одного-единственного человека, «богатыря», чей уход для компании будет просто фатален. Например, в отделе продаж могут работать десять человек, но при этом один из них делает 80-90% от общего объёма продаж компании. И тогда фирма оказывается зависима от него, как наркоман от героина - что, как Вы понимаете, не очень хорошо для бизнеса. С одной стороны, «звёздный» работник начинает «бронзоветь» и требует всё больше и больше, становится трудно управляемым - а с другой стороны, его уход может попросту убить бизнес. Ну а кроме того, расти и развиваться такой бизнес просто не может.
  • Некоторые компании так и застревают на этом уровне. Например, ресторан «Gulf» в Эйлате своим благополучием обязан тому, что один из владельцев уже 22 года (!) по нескольку часов в день стоит на улице и зазывает людей в ресторан. Когда-нибудь я ещё напишу про этого человека - но понятно, что если бы у него было два ресторана, этот подход уже не сработал бы.
Многие компании развиваются и переходят в «эпоху дружин», когда успех обеспечивают не один-два «звёздных» работника, а собранная «вождём»-руководителем команда крепких профессионалов. Обычно такая команда формируется по тому же принципу, что и эскадрильи «стариков» на фронте - методом дарвиновского отбора, когда большая часть новичков отсеивается в первые же месяцы, а то и дни, и лишь немногим удаётся пережить этот отбор и остаться в строю.

Такая система уже гораздо лучше, чем «эпоха богатырей», но это всё ещё серьёзная проблема: ценность каждого из работников всё ещё очень велика, в случае его ухода Вы можете потратить два-три месяца, а порой и полгода, и год на то, чтобы закрыть образовавшуюся брешь в строю. Эта же проблема парализует дальнейший рост фирмы - попробуйте открыть филиал или удвоить объём продаж, если на поиск и отбор хотя бы одного (!) подходящего работника уходит квартал.

Плюс к тому, в «эпоху дружин» всё держится обычно на личных отношениях, индивидуальном подходе к каждому работнику, а не на технологии или стандартах. Что, как Вы понимаете, тоже очень сильно препятствует росту компании. Если для футбольной команды это вполне приемлемый подход, то для предприятия, намеренного расти и развиваться, застревать во «времени дружин» никак нельзя.

А кроме того - и это ещё одна очень серьёзная проблема «эпохи дружин» - обычно эти люди преданы не компании, а руководителю отдела (как рыцари феодальной Европы были преданы не королю, а своему графу). И это означает, что в случае ухода руководителя отдела Вы имеете неплохие шансы потерять весь отдел.

Для дальнейшего роста компании - роста по количеству работников, по количеству филиалов, по объёмам выработки, по уровню прибыли - необходимо перейти в «эпоху регулярных армий». А для этого необходима стандартизация работы. Необходимы инструкции, технологии, нормирование, прописанные бизнес-процессы, необходима хотя бы минимального уровня система внутреннего обучения новичков (а хорошо бы ещё и систему повышения квалификации «стариков» тоже).

Пока у Вас всего этого нет, Вы зависимы от работников, зависимы от их квалификации, от стабильности их работы... и, скорее всего, Ваши попытки быстрого роста компании обречены на неудачу. Более того, если Вы всё ещё живёте в «эпохе дружин» или, хуже того, в «эпохе богатырей», а кто-то из Ваших конкурентов перейдёт в «эпоху регулярной армии» - через полгода-год Вы только и сможете, что хрустнуть у него на зубах.
  • «Если вы не учитесь, не читаете - мне же лучше, я же вас и сожру. Сдохнете под забором, мне останется больше рынка». Дмитрий Потапенко, один из самых ярых на российском рынке сторонников стандартизации.
Как перейти в «эпоху регулярных армий», к надёжно работающему и стабильно растущему бизнесу? Для этого Вам нужно научиться отлаживать бизнес-процессы, писать и внедрять инструкции, выстраивать систему контроля и систему мотивации. А потом - внедрить всё то, чему Вы научились.

Или Вы можете подождать, пока это сделаю Ваши конкуренты. Выбор за Вами.

Ну а я сегодня предлагаю Вам совместить обучение тому, как отладить свой бизнес, с отдыхом на тёплом море в феврале - и приглашаю Вас на VIP-тренинг "Бизнес под пальмой", который пройдёт во Вьетнаме с 18-го февраля по 2-е марта. Первые пять дней будут посвящены учебной части - так что если Вы не можете позволить себе вырваться в отпуск на две недели, можно приехать на 5 дней. Ну а следующие 7 дней пойдёт практикум, мы будем прикладывать изученные технологии конкретно к Вашему бизнесу и к Вашим задачам.

Заходите прямо сейчас на страницу VIP-тренинга "Бизнес под пальмой" или сразу отправляйте заявку на podpalmoy2013@gmail.com - и до встречи на тренинге!

P.S. Если вы подумали, что этот текст написан, чтобы убедить вас записаться на тренинг - увы, должен вас разочаровать. Проблема действительно именно такова - и независимо от того, поедете ли вы во Вьетнам или нет, решать её всё равно придётся. Либо вы что-то с этим сделаете, либо что-то сделают с вами.

А в какой эпохе находится сейчас Ваш бизнес, уважаемый читатель? В «эпохе богатырей», «эпохе дружин» или в «эпохе регулярной армии»? И что это означает лично для Вас?

P.S. Приглашаю Вас на свой VIP-семинар «Взрывной рост прибыли», который проходит только раз в году. Если Вы хотите удвоить чистую прибыль своего бизнеса за 90 дней или меньше, жмите сюда и читайте описание семинара.

P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров

    
Tags: "Человеческие машины", Размышления, Технология, Управление персоналом
Subscribe
promo alex_levitas сентябрь 30, 17:14 2
Buy for 10 000 tokens
Хотите поднять продажи на десятки процентов за неделю-две? Без затрат? Без диплома MBA по маркетингу? Верится с трудом, однако это вполне реально! Именно для Вас я выпустил новую книгу «Деньги на бочку! 120 быстрых способов поднять Вашу прибыль». В этой книге я собрал «скорострельное оружие»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments