Издательство снова обмануло читателей, изменив название книги до неузнаваемости. Название «Сделай себя сам» в сочетании с рисунком на обложке наводит на мысль о том, что это книга о саморазвитии. Но тех, кто купит эту книгу, ожидая найти там советы по саморазвитию, ждёт неприятный сюрприз. Потому что в оригинале книга называется «What I Wish I Knew when I Was 20» («Что я хотела бы знать, когда мне было 20 лет») и посвящена совсем другим вещам.
Автор книги ведёт курс «Предпринимательство и инновации» в Стэнфорде – и в книге она пытается передать читателям то, что старается вложить в головы своих учеников: навыки предпринимательского и инноваторского мышления.
Тина показывает, как видеть не проблемы, а деловые возможности. Как добиваться успеха с ограниченными ресурсами. Как находить новые ниши и создавать инновационные продукты. Как «дотягивать» свои идеи до того уровня, когда за них готовы будут платить. Как превращать свои ошибки в успехи. Как находить подход к людям, чтобы с их помощью достигать своих (и их) целей. И так далее.
Кроме того, в ней много историй, показывающих то, как работают на практике эти идеи. И много упражнений из стэнфордского курса, которые можно сделать самостоятельно или с друзьями.
Вот пример одного из таких упражнений. Cтудентам давали задание: заработать как можно больше денег за 2 часа. Каждая из команд получала конверт с 5 долларами «стартового капитала» и два часа времени. На следующий день у каждой команды было три минуты на презентацию своего решения.
Были предложения об открытии импровизированной автомойки или лотка по продаже прохладительных напитков – в этих случаях 5 долларов использовались бы для закупки материалов и продуктов для начала работы. Вполне достойные варианты для тех, кто хотел бы немного заработать за несколько часов.
Однако большинство студентов в конечном счете находили способ выйти за рамки стандартов. Они подвергли сомнению огромное количество традиционных решений и смогли реализовать массу возможностей для создания максимальной ценности в заданных условиях. Однако выигравшие команды смогли выручить до 600 долларов, а средний возврат на инвестиции в размере 5 долларов составил 4000 процентов! Как же им это удалось?
Вот подсказка: команды, заработавшие больше всех денег, вообще не пользовались стартовыми 5 долларами. Они поняли, что эта сумма, в сущности, никак им не поможет, и решили посмотреть на проблему шире: «Что если мы начнем с полного нуля?».
Одна группа обратила внимание на проблему, присущую множеству студенческих городков – длинные очереди перед популярными ресторанчиками субботним вечером, и решила помочь людям, которые не хотели ждать. Члены команды бронировали по нескольку столиков в ресторанах. С наступлением назначенного часа они за 20 долларов продавали право на вход в ресторан желающим немедленно туда попасть.
Другая команда поступила еще проще. Они поставили перед зданием студенческого союза специальную стойку и принялись бесплатно измерять давление в велосипедных шинах. Тем, у кого давление было слишком низким, предлагали подкачать шины за несколько долларов. Обслужив нескольких первых клиентов, команда поняла, что велосипедисты были невероятно им благодарны. Несмотря на возможность бесплатной подкачки и на простоту этой операции, новая услуга показалась клиентам удобной и ценной. В сущности, уже через час после начала работы команда перестала брать фиксированную плату и просила вместо этого заплатить сумму, которую клиент посчитал бы уместной. Прибыль тут же выросла в несколько раз.
Каждый из этих проектов принес командам по нескольку сотен долларов, и это изрядно впечатлило остальных. Однако одной команде удалось заработать целых 650 долларов: они смогли посмотреть на имеющиеся в их распоряжении ресурсы под совершенно иным углом зрения.
Эти студенты определили, что самый ценный их ресурс – это не 5 долларов и не два часа времени, а три минуты презентации в понедельник, и решили продать это время одной компании, которая хотела пригласить на работу студентов. Они создали трехминутный рекламный ролик этой компании и показали его студентам вместо рассказа о своих действиях на предыдущей неделе. Это было великолепным решением, о котором даже не задумались все остальные.
Поэтому книгу «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след» можно рекомендовать, в первую очередь, стартаперам, а также тем, кто внедряет инновации или запускает новые проекты в компаниях уже устоявшихся. Кроме того, книга будет (в полном соответствии с её настоящим названием) полезна «юноше, обдумывющему своё житьё, думающему, сделать бы жизнь с кого» – старшим школьникам и студентам.
Мои другие рецензии на деловые книги >>
P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров
Journal information