После семинара одна из участниц подошла ко мне и сказала: «Александр, Вы взяли меня тем, что отвечаете на вопросы. Я видела много бизнес-тренеров, которые что-то бойко рассказывают, но стоит задать им конкретный вопрос, и они либо говорят "Не знаю", либо уводят разговор в сторону и пытаются уйти от ответа, либо отделываются общими словами. А Вы даже на сложные вопросы отвечаете конкретно и по делу!»
Объясняется это просто. Чтобы хорошо провести семинар или мастер-класс - не университетское занятие перед подневольными студентами, которые потом Вам же должны сдавать экзамен, а семинар перед бизнесменами, которые пришли, чтобы научиться зарабатывать больше денег, и поэтому не стесняются задавать вопросы, и хотят получить конкретные ответы - нужно знать по теме семинара примерно
- То есть, чтобы провести хороший семинар по маркетингу, мне надо быть способным провести ещё и семинары по рекламе, продажам, управлению персоналом - даже если я никогда не буду их проводить
—А чем вот это отличается от этого?
—А почему это делается именно так, а не наоборот?
—А если сделать не так, а вот так?
—А как это применить в моём бизнесе?
И всё, этот мальчик сразу либо «поплывёт» и запутается, либо начнёт юлить, как гадюка под вилами, избегая ответа (это одна из причин, по которой подобные мальчики боятся живых выступлений и любят вебинары: там можно сделать вид, что не заметил неудобного вопроса). И поэтому полезность такого «тренера» для участника семинара - ниже плинтуса. Он не тренер, он чтец. Заменитель аудиокниги. В нём нет глубины, и поэтому шаг вправо, шаг влево от его слайдов - и он уже не знает, что сказать.
- Девушка-блондинка Наташа может пересказывать чужие советы - но она плохой тренер и плохой консультант уже потому, что вся её домашняя библиотека помещается на одной полке, причём две трети этой полки - не профессиональная литература, а «занимательная психология» и «эзотерика для домохозяек»
- Даже если спикер повторяет собственные же книги, чем часто грешат американцы, семинар может оказаться полезным именно за счёт диалога и ответов на вопросы
- Именно поэтому я не особо верю в «15-летних консультантов», в «20-летних бизнес-гуру» или в «обучение психотерапевтов за два месяца» - зато верю, что и консалтинг, и тренерство не должны быть первой профессией
Поэтому, выбирая бизнес-тренера или консультанта (или врача, или любого другого эксперта), ищите в нём глубину.
Если же её нет - лучше купите и сами прочитайте ту книгу, которую он Вам пересказывает.
А в Вас, уважаемый читатель - в Вашей сфере - есть глубина?
А в Ваших сотрудниках?
P.S. Хотите, чтобы Ваш бизнес работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие швейцарские часы? Хотите узнать, как сделать, чтобы бизнес требовал вдвое меньше Вашего времени и приносил вдвое больше денег? Приезжайте на мой VIP-тренинг «Бизнес под пальмой» – в феврале 2014 на берегу тёплого моря
P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров – Москва,
Journal information