...и Вы говорите, что привыкли писать деловые письма обычным для себя языком. «Как говорю, так и пишу!»
Конечно, Вы имеете право это делать. Но уверены ли Вы, что клиенты чувствуют себя комфортно, когда Вы шутите с ними? Когда обращаетесь на «ты»? Когда не вычитываете письмо, чтобы избавиться от опечаток или ошибок? Или когда используете специальную терминологию - либо слова наподобие «фича», «колбасит» или «лоханулись»?
А если хотя бы некоторым клиентам не по душе такой формат переписки - не может ли быть так, что Вы теряете продажи из-за манеры писать письма?
Правила дорожного движения придумали для того, чтобы избежать хаоса на улицах, когда каждый водитель рулит, как хочет, и создать безопасный способ поведения на дороге.
- И поверьте, что в странах, где эти правила не соблюдаются, смертность на дорогах выше в десятки раз
Не обязательно придерживаться того жутко-замогильного стиля, изобретённого как бы не в викторианской Англии, когда пишут «Имеем честь сообщить Вам, что нами выполнены работы...» и подписываются «Весьма искренне Ваш».
Но важно быть вежливым. Важно поздороваться в начале и попрощаться в конце. Важно обращаться на «Вы». Важно писать понятными словами, без жаргона и без специальных терминов, которые адресат может не знать. Важно писать без лишних эмоций. Важно разбить письмо на короткие абзацы. Важно быть кратким в целом и писать по делу. Важно использовать понятную тему (subject) письма. И т.п.
- Хотите узнать больше - введите в Google или «Яндексе» слова наподобие «этикет делового электронного письма» или «этикет деловой переписки по электронной почте». Также могу порекомендовать книгу Саши Карепиной «Искусство делового письма»
Разумеется, это касается переписки с малознакомыми людьми. Тем, с кем уже установились приятельские отношения, можете свободно писать «Чувак, прикинь! Мои козлы накосячили - тремя пальцами
И, самое главное, зачем я говорю об этом перед всеми участниками семинара - это касается не только переписки. Во многих случаях возникает выбор: действовать так, как удобно Вам, или же так, как ожидает клиент либо партнёр.
Вы - владелец бизнеса. Весьма вероятно, что Вы создали его, чтобы не подчиняться пресловутому «дяде». Поэтому Вы, безусловно, вольны выбрать вариант «как удобно мне». Но если Вам зачем-то нужны деньги клиента, или зачем-то нужна репутация человека, с которым можно иметь дело - лучше выбрать «как ожидает клиент».
Как и в случае с правилами дорожного движения, это просто-напросто безопаснее...
P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров
|
Journal information