Левитас о партизанском маркетинге (alex_levitas) wrote,
Левитас о партизанском маркетинге
alex_levitas

Categories:

«Шлеппер, махер, менш» — еврейская мудрость (часть 1)

 
  
Сегодня я хочу процитировать фрагмент из книги Джо Мараско «IT-проекты. Фронтовые очерки» (в оригинале она называется более правильно: «The Software Development Edge: Essays on Managing Successful Projects»).

Хотя в целом книга посвящена успешной реализации IT-проектов, это конкретное эссе рассказывает о еврейском видении того, как развивается человек. Итак, слово Джо Мораско:



Долгие годы наблюдений и размышлений привели меня к убеждению, что легче в этом разобраться, если упростить задачу. В моей модели есть три базовых состояния, характеризуемых на идише словами шлеппер, махер и менш (schlepper, macher, mensch). Сначала я опишу эти состояния и то, как люди переходят из одного состояния в другое. Затем я объясню, как можно застрять в одном из предшествующих состояний и как бороться с такой ситуацией. Кроме того, я поговорю о том, что в различные периоды своей жизни люди в каждый данный момент могут пребывать в разных состояниях. Наконец, я обращусь к вопросу о том, как люди количественно распределяются по разным состояниям и как это учитывать, живя в реальном мире.

Здесь я хочу немного уточнить значение слов. Я называю эти три состояния «фазами», потому что считаю, что они могут естественным образом последовательно сменять одна другую, причем в каждом человеке. Эти фазы наступают по мере того, как люди взрослеют, приобретают опыт, примиряются с окружающим миром и учатся находить компромисс между системой своих убеждений и требованиями повседневной жизни. К сожалению, иногда люди застревают на одной фазе и не двигаются дальше. Это побуждает рассматривать их как «класс» людей. Однако слово «класс» ассоциируется с таким количеством других понятий, в том числе социальных, что я постарался не употреблять его.

Почему это важно? Мы склонны считать, что жизнь – сложное явление, и вопросам взаимодействия общественных групп в различных контекстах: семейном, деловом, трудовом и т. д. – посвящена масса научных исследований. В большинстве своем они недоступны обычному человеку. Я пришел к убеждению, что данная очень простая модель в значительной мере объясняет явления, наблюдаемые в реальном мире, и позволяет делать определенные предсказания. Простая модель, которую людям легко понять и применить, и которая оказывается действенной в 80% случаев, полезнее, чем сложная и трудная для применения, которая действует в 95% случаев.

Шлеппер

Начнем с первого состояния. Люди на этой фазе развития в совокупности называются шлепперами. Слово происходит от глагола «schlep», на идише означающего «тащить». В разговорной речи он также означает «пронести что-либо», например, «пронести вещи через аэропорт». В обиходе слово «шлеппер» указывает на ленивого и неаккуратного человека, но я хочу применить его с другим оттенком значения. Для меня «шлеппер» – это человек, находящийся на первой стадии своего развития.

В буквальном смысле шлеппер – это носильщик. В старые добрые времена идеальный пример шлеппера являл кэдди – мальчик, таскавший сумку с клюшками для гольфа. Когда что-то тащишь, не требуется особого напряжения мысли: ты выполняешь полезную, но преимущественно «черную» работу, обычно обслуживая кого-то другого. Быть шлеппером не слишком почетно, но не стоит и недооценивать важность этой работы.

Во-первых, если ты шлеппер, никто не запрещает тебе думать. На самом деле верно как раз обратное: поскольку работа шлеппера не требует особых раздумий, во время нее можно думать и учиться. Когда что-то волочишь, часто рождаются творческие мысли. Например, как бы сделать, чтобы тратить на эту работу меньше сил? В результате в каменном веке какой-то шлеппер изобрел колесо. Нежелание рутинно совершать скучную и неинтересную работу или тратить непомерные усилия для достижения обыденной цели часто приводит к возникновению идей даже у самого тупого шлеппера – нужда (ощущаемая через боль или усталость) становится матерью прогресса. Мой опыт говорит, что люди, которым приходилось быть шлепперами, часто обнаруживают новые и интересные способы избежать нудной работы, даже если это касается новой для них области. У них развивается инстинктивная способность предвидеть возникновение тягомотной работы и предотвращать это. Из экс-шлепперов, например, получаются замечательные инженеры.

Вообще говоря, каждому следует пройти через шлепперство. Оно воспитывает характер, как бы банально это ни звучало. Оно учит нас смирению – тому смирению, которое говорит: «Если я что-нибудь не придумаю, то буду тащить лямку всю свою жизнь». У этого явления есть интересные стороны.

Шлепперы быстро начинают ощущать несправедливость жизни. Вот он я – молодой, умный, красивый и т. д. – и я должен ишачить на старого толстого идиота, который почему-то оказался моим хозяином! Как это получилось?

Иногда этот хозяин может оказаться действительно глупым – настолько, чтобы заставлять тебя ишачить больше, чем это необходимо. Иногда он может еще сильнее отравить тебе жизнь, намеренно проявляя жестокость.

И поскольку тебе предназначено быть шлеппером, у тебя есть две возможности: продолжать молча «шлепать» здесь или отправляться «шлепать» в другое место. Третий вариант – поднять шум – обычно оказывается контрпродуктивным, поскольку шлепперы взаимозаменяемы по определению, и тем, кто много шумит, быстро находится замена.

Наблюдательный шлеппер обнаруживает некоторые поразительные вещи. Например, у молчаливого шлеппера развивается эрозия стенки желудка, и если он способен делать выводы, то постарается изменить свою работу или социальное положение, чтобы уменьшить переживания. Уходить, чтобы продолжать тянуть лямку в другом месте (вариант номер два), обычно смысла не имеет, т. к. это не решает проблему, потому что как все шлепперы взаимозаменяемы, так и работа для них всюду в принципе одинакова. Чаще всего получается переход «из огня да в полымя».

Пропускать фазу шлепперства опасно, даже если такая возможность предоставляется. Правда, кое-кому это удается, например тем, кто родился в богатой семье. Им никогда не удастся испытать преимущества «шлепперства», например радость творчества, когда тянешь лямку, или гордость, испытываемую, когда удачно что-то дотащишь. В результате им оказывается неведомо, как живет большинство в этом мире. Слишком многое они считают само собой разумеющимся и плохо понимают реальность. А если вы не начали жизнь как шлеппер, то практически невозможно, чтобы вы когда-нибудь им стали.

Но что существеннее всего, вы не получите важных уроков – смирения, цены заработанного тяжким трудом доллара, органической несправедливости мира и напряженности жизни рядовых людей. Другой незаменимый урок дает общение с огромным разнообразием людей, с которыми встречается шлеппер в реальном мире – ворами, лжецами, мошенниками и теми, кого в менее политкорректные времена называли «простым народом». А самое главное, встречаются удивительные люди, которые разглядят в тебе нечто и подумают: «А что тут делает этот парень? Он явно способен на большее», – и что-то сделают для тебя. Они становятся нашими наставниками, тренерами и защитниками, и это один из путей покинуть фазу шлеппера.

Рано или поздно каждый шлеппер должен понять, что его прогресс зависит от способности выйти из фазы шлепперства. Но для этого требуются усилия. Можно остаться шлеппером навсегда и винить в этом пороки классовой системы, рыночный капитализм или что-то иное – все с одинаковой пользой. Выйти из этой фазы можно, если принять такие меры, после которых твой начальник скажет: «Послушай, я плачу тебе не за то, чтобы ты сам таскал мешки! Поищи другого, кто этим займется!» Часто для этого требуется получить образование, что-то придумать и просто сделать нечто, что покажет тебя в положительном свете. Необходимы, говоря словами Черчилля, кровь, пот, слезы и труд.1 Вы должны показать, что можете приносить пользу на следующем уровне. Этот план состоит из двух частей. Во-первых, вы должны получить образование, приобрести мастерство, добиться результата, сделать дело. Затем кто-то, кто обладает влиянием, должен обратить внимание, что произошли перемены и вы готовы перейти из шлепперов в следующую фазу. Это те наставники, о которых я говорил выше.

Итак, все мы начинаем как шлепперы. В любой семье дети – это шлепперы. Можно рассматривать шлепперство как ученичество. Дети учатся на взрослого. Если они будут внимательны, не погибнут и иногда будут прислушиваться, то благополучно закончат учебу и перейдут во взрослые. Иначе они останутся детьми навсегда.

Смиритесь с тем, что в любом занятии – на каждой новой работе, в каждом новом виде спорта, в каждой новой связи – вы начинаете как шлеппер. Как долго вы им останетесь, зависит от вас. И помните о необходимости соблюдать достоинство, пока вы находитесь в учениках.



Вас заинтересовали эти идеи? Тогда читайте книгу «IT-проекты. Фронтовые очерки»

Мои рецензии на другие деловые книги >>

P.S. Хотите, чтобы Ваш бизнес работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие швейцарские часы? Хотите узнать, как сделать, чтобы бизнес требовал вдвое меньше Вашего времени и приносил вдвое больше денег? Приезжайте на мой VIP-тренинг «Бизнес под пальмой» – в феврале 2015 на берегу тёплого моря. Скидки до конца декабря

P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров

  Добавить в друзья  
    
    
Tags: Личная эффективность, Размышления, Что читать?
Subscribe
promo alex_levitas june 14, 11:32 5
Buy for 10 000 tokens
Вы продавец? Или владелец бизнеса? Или руководитель отдела продаж? Поздравляю! Именно для Вас я написал книгу «Убедили, беру! 178 проверенных приёмов продаж», собрав со всего мира эффективные приёмы продаж, подготовки к продажам и управления продавцами. Ссылка для заказа книги на «Лабиринте»:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment