Книга немного неоднозначная, потому что автор пытается рассказать о куче вещей сразу и его бросает то туда. то сюда. С другой стороны, именно из-за этого в книге «Взлом маркетинга» сможет найти что-то полезное для себя и владелец малого бизнеса, пытающийся поднять продажи в своём магазине или кафе, и сотрудник отдела маркетинга крупной компании, решающий задачи брендинга, позиционирования и конкурентной борьбы в категории, и консультант, и преподаватель ВУЗа.
Начинает автор с доброй старой идеи, за которую получил Нобелевскую премию мой соотечественник Даниэль Канеман - суть идеи в том, что у нас с вами в голове работают параллельно две системы мышления, которые он называет «пилотом» и «автопилотом». Большая часть действий происходит
То, что «автопилот» управляет такими вещами, как моргание или равновесие при ходьбе, известно было ещё академику Павлову. Однако Канеману удалось доказать, что и решения, которые мы обычно считаем рациональными, большей частью тоже мгновенно и в обход сознания принимает «автопилот», и человек даже не понимает, как и почему он принял решение, и не в состоянии потом его объяснить.
- Вернее, не в состоянии объяснить правильно
Понимая эти механизмы, можно подтолкнуть человека к нужному вам выбору, сделать продукт более привлекательным для клиента, поднять средний чек, оправдать более высокую цену и так далее. О многих из этих вещей я уже рассказывал в своей книге «Больше денег от Вашего бизнеса» либо в этом блоге - тут и «красивые» названия продуктов
Однако в книге «Взлом маркетинга» есть и другие, более «психологичные» технологии: влияние на наш выбор цвета, формы, расстояния, подобия и т.п. Например, знаете ли вы, что за сэндвич, который человек сам берёт с открытой витрины, он готов заплатить ощутимо больше, чем за точно такой же сэндвич, который лежит за стеклом и его достаёт продавец - и намного больше, чем за такой же сэндвич, который покупатель заказывает, глядя на картинку в меню? Или что можно вызвать немедленное доверие к неизвестному вам персонажу рекламы, добавив ему сходства с кем-то известным (толковый дизайнер сделает это за несколько минут с помощью программы морфинга)? И таких нюансов в книге много.
Дальше автор переходит к вещам более стратегическим - таким, как брендинг и позиционирование. Он предлагает довольно изящную идею, суть которой в том, что на выбор покупателя одновременно влияют две потребности - очевидная и скрытая. Продукт должен отвечать очевидной потребности, а бренд - скрытой.
Так, при покупке автомобиля очевидной потребностью является потребность в регулярном перемещении из пункта А в пункт Б, а скрытой потребностью может являться, например, желание быть победителем, или стремление к безопасности, или желание держать всё под контролем. Автомобиль как продукт удовлетворяет потребность явную - сесть за руль и ехать. А вот бренд автомобиля работает на потребность скрытую - и поэтому Volvo выбирают люди, которые беспокоятся за себя, а Mercedes те, кто хочет почувствовать себя хозяином жизни.
Ещё одна идея автора, которая перекликается с тем, о чём я рассказываю на семинарах вот уже 10 лет - брендинг через ситуацию и лидерство в ситуации. Ваш продукт может не быть пресловутым
Наконец, на уровне рыночной стратегии автор даёт ряд рекомендаций о том, как действовать в ситуациях пустой, полупустой и плотно забитой товарной категории, как строить позиционирование и брендинг на годы вперёд в каждом из этих случаев.
Об этом, а также о многом другом (например, о том, почему может стать лидером рынка товар бесполезный и обманывающий ожидания клинта, или как можно заставить людей изменить свою потребительскую корзину, всего лишь иначе расставив товары) Фил Барден рассказывает лёгким и понятным языком.
Конечно, книга «Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем» не заменит системного образования в маркетинге - но в ней достаточно полезных идей, чтобы стоило прочитать её в ближайшее время.
Мои рецензии на другие деловые книги >>
P.S. Хотите, чтобы Ваш бизнес работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие швейцарские часы? Хотите узнать, как сделать, чтобы бизнес требовал вдвое меньше Вашего времени и приносил вдвое больше денег? Приезжайте на мой VIP-тренинг «Бизнес под пальмой» – в феврале 2015 на берегу тёплого моря. Особая скидка от Рождества до Рождества
P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров
|
Journal information