Левитас о партизанском маркетинге (alex_levitas) wrote,
Левитас о партизанском маркетинге
alex_levitas

Categories:

Как правильно работать с консультантами

 
  
Если вы не любите кошек, вы просто не умеете их готовить
Как известно, если Вы не любите кошек - Вы просто не умеете их готовить. Тот же принцип относится и к работе с консультантами и прочими специалистами.

Многие владельцы бизнеса, приглашая консультанта или нанимая специалиста в штат, не понимают того, как должна или может быть организована работа - и в результате получают никудышные результаты, злятся, расстраиваются, обещают себе «Никогда больше!», а потом ещё жалуются направо и налево, что от специалистов нет пользы.

Что на самом деле нужно понимать, работая со специалистом, будь то маркетолог, пиарщик или IT-разработчик, чтобы избежать разочарования?

В любой сложной работе есть три уровня.

Первый - это уровень стратегии. На нём принимаются решения вроде «Каким будет наше позиционирование на рынке?», «Какая целевая аудитория наиболее перспективна?», «Какие типы каналов рекламы задействовать?» и т.п.
  • Стратегия прописывается разово на годы вперёд и обновляется дай бог раз в год, а то и реже
Второй - это уровень оперативного планирования и оперативного же анализа. На нём принимаются решения вроде «Как привлекать прохожих?», «Какую сезонную акцию и с какими партнёрами можно было бы провести?», «Продолжать ли давать рекламу в "Выбирай"?» и т.п.
  • Планированием приходится заниматься относительно часто, но это всё же принятие решений скорее «раз в квартал» или «раз в месяц», нежели «раз в неделю»
И третий - это уровень исполнения. На нём принимаются решения вроде «Использовать шрифт Verdana или Arial?», «Каким должен быть заголовок листовки?», «Делать ли пост в 9:00 или в 18:00?» и т.п.

Как вы понимаете, эти три уровня требуют разных компетенций. И одна из самых глупых ошибок, которые может совершить руководитель - это поручить специалисту-«стратегу» заниматься текстами листовок или, наоборот, дать специалисту-«исполнителю» определять стратегию.

Поэтому если Вы хотите пригласить (или нанять) специалиста, имеет смысл задаться вопросом, задачи какого уровня Вам сейчас надо решить? И неплохо бы ещё понимать, что пока не решены задачи более высокого уровня, переходить к задачам более низкого уровня малопродуктивно.
  • Если не знаешь, куда бежать - чем быстрее бежишь, тем дальше оказываешься от того места, куда тебе нужно
И тогда именно актуальными задачами определяется уровень специалиста, который Вам нужен, и объём работы, который должен выполнить для Вас этот специалист.

«Стратеги» обычно дороги. Иметь такого эксперта в штате может позволить себе только богатая компания. Меня, например, несколько раз пытались зазвать в штат российские компании не из последних - но не потянули. Однако на самом деле почти никому «стратег» и не нужен на постоянной основе.

Вот как, например, выглядит схема работы со специалистами, недавно обсуждавшаяся на моём мастер-классе по PR для малого и среднего бизнеса:
  1. Определиться со стратегией - целевой аудиторией, позиционированием, каналами продвижения. Привлекается эксперт высокого уровня на 1-2 консультации по нескольку часов. Стоимость может составить 1-2 тысячи долларов или даже больше, но платятся эти деньги один раз
  2. Составить план продвижения на год в общем и на месяц конкретно - СМИ, социальные сети, мероприятия - и выполнять его. Для этого нанимается PR-специалист за тысячу долларов в месяц или даже меньше. Для малого бизнеса можно и на полставки
  3. Для отдельных работ - сверстать макет или дизайн инфографики, написать текст, вести группу в социальной сети, промониторить отзывы - нанимается разово или эпизодически узкоспециализированный фрилансер, реже агентство
Похожие схемы могут работать и в маркетинге, и в юриспруденции, и в дизайне, и даже в ресторанном деле или в любой другой сфере, где существуют как эксперты высокого класса, так и «рабочие лошадки».

Например, дизайнер высокого класса один раз создаёт айдентику компании и бренд-бук, а потом в течение ряда лет дизайнеры гораздо более низкого уровня (и гораздо более дешёвые) по этому бренд-буку оформляют всё подряд, от рекламных модулей в газете до футболок обслуживающего персонала. Для специфических же работ вроде отрисовки флеш-анимации, разово нанимаются фрилансеры или специализированные агентства.

Топ-эксперт формирует стратегию, специалист занимается реализацией этой стратегии, а узкие специалисты выполняют работу по своему узкому профилю.

Эта схема окончательно отвечает на вопрос о том, может ли малый бизнес позволить себе работу с консультантами высокого уровня - да, может без проблем, потому что в масштабах года затраты на консультанта высокого уровня всё равно оказываются ниже, чем затраты на своего постоянного работника.
  • И даже ниже, чем затраты на ежедневный кофе
1000 евро за стратегическую консультацию кажутся Вам крупной суммой. Но если учесть, что результатами этой консультации Вы будете пользоваться год (а то и несколько) - это всего лишь 83 евро в месяц. Или 2,7 евро в день. Чашка кофе в «Шоколаднице» стоит гораздо дороже

Так что не думайте, что консалтинг - это только для больших и ворочающих многомиллионными бюджетами. Вы тоже можете использовать секретное оружие - сочетание консультации эксперта с повседневной работой специалиста (или Вашей собственной).

И будет Вам порядок в бизнесе, рост прибыли и преимущество перед конкурентами.

 
Закажите книгу Александра Левитаса 'Больше денег от Вашего бизнеса. Партизанский маркетинг в действии'
P.S. Если Вы ещё не читали мою книгу  – самое время это сделать. Вас ждут 53 секрета рекламы, 29 приёмов продаж, 54 способа увеличения суммы чека, 41 хитрость работы с ценой, 43 пути укрепления лояльности и 14 способов сокращения издержек – под одной обложкой.

P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров

  Добавить в друзья  
    Понравилось? Поделитесь с друзьями: 
Tags: Работа консультанта, Размышления, Стратегия
Subscribe

Posts from This Journal “Работа консультанта” Tag

promo alex_levitas november 9, 2020 12:55 1
Buy for 10 000 tokens
Эта книга стала бесстселлером года на «Озоне». Завоевала «Книжную премию Рунета» и титул «Самая полезная книга года по маркетингу». Не раз возглавляла рейтинги лучших бизнес-книг. На этой книге выросли два поколения маркетологов — уже 13 лет она помогает десяткам тысяч предпринимателей в России и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments