Чтобы получать хорошую прибыль в кризис, лучше начинать готовиться заранее. Отладить бизнес-процессы, сократить издержки, наладить сбыт, выстроить клиентскую базу. Тогда на падающем рынке Вы сможете расти.
Главной заботой одного из моих клиентов осенью 2014 года было то, что его производство не поспевало за продажами - конкуренты закрывались либо продавались за бесценок, он занимал их долю рынка, так что объём продаж (и до того весьма неплохой) вырос в несколько раз. Другой клиент начал 2014 год с филиалами в 2 городах России, а закончил - с 23 городами. Если же Вы вошли в кризис неподготовленными и продажи начали падать, есть несколько вещей, которые очень важно сделать, чтобы перейти от спада к росту.
Во-первых, найдите категории покупателей, у которых даже в кризис есть деньги на Ваш продукт. Это могут быть люди востребованных профессий, предприятия того или иного профиля, регионы, куда идёт вливание денег и т.п.
Например, у зубных врачей деньги есть всегда. А в кризис 2008 года, когда строительство по России в целом встало, огромные деньги в рамках госпрограмм вливались в строительные объекты в Сочи, Казани и Владивостоке.
Во-вторых, сформируйте для своих обычных клиентов предложения с хорошим соотношением "цена/качество" - либо то же самое за меньшие деньги, либо больше за те же деньги. Это могут быть пакетные продукты, абонементы ("10 чашек кофе по цене 9"), эконом-варианты и безлимитные варианты продуктов и так далее - подробнее я рассказываю об этом в книге "Больше денег от Вашего бизнеса".
В-третьих, используйте партнёрский маркетинг - заключайте союзы с другими бизнесами, чтобы они привлекали клиентов для Вас, а Вы для них. Затрат почти никаких, а продажи могут вырасти в разы.
Например, несколько лет назад я нашёл для издательства "Манн, Иванов и Фербер" новый канал сбыта книг - партнёрство с тренинговыми центрами. В первый же год это принесло продаж на миллион долларов, при том что затраты свелись в основном к телефонным переговорам с потенциальными партнёрами.
И, наконец, в-четвёртых, постоянно повышайте свою компетенцию в бизнесе, посещая семинары и читая профессиональную литературу. В кризис это особенно важно - нужны новые идеи, а их Вы скорее найдёте в книгах и на тренингах, чем выдумаете сами.
Комментарий для "Открытой студии"
|
Journal information