
Если Ваша цель - рост, то первое, что Вам надо знать: масштабировать имеет смысл только успешный бизнес. Если сейчас Ваш бизнес приносит больше проблем, чем денег, то ни в коем случае не надейтесь решить свои проблемы, масштабировав бизнес - проблемы будут расти вместе с ним, причём гораздо быстрее, чем доходы.
- Когда меня пригласили как эксперта в телевизионное шоу «Акулы бизнеса», среди участников были ребята - владельцы магазина одежды в небольшом провинциальном городе. Они искали инвестора, который оплатил бы им открытие нескольких новых магазинов в других городах. Беда была в том, что их нынешний магазин еле-еле окупал расходы. Я пытался объяснить, что нет смысла открывать новые магазины, пока не доведён до ума старый, но ребята не прислушались. Разумеется, никто из инвесторов не дал им денег - нет смысла масштабировать слабый бизнес, сперва его надо сделать сильным
- Расширение производственной базы
- Разворачивание филиальной сети
- Создание и продажа франшизы
Какой бы из трёх вариантов Вы ни выбрали, разница между развитием отлаженного или неотлаженного бизнеса будет просто колоссальной.
Допустим, Вы выбираете первый путь и начинаете «наращивать мышечную массу» - нанимать новых людей и включать их в работу. Если у Вас нет прописанных регламентов и инструкций для персонала, нет процедуры обучения новичков, нет налаженной системы контроля - к каждому новому работнику придётся приставлять «няньку» из числа работников опытных. В результате новичок долгое время работает непродуктивно сам и при этом отнимает время опытного сотрудника, так что и тот работает в два раза хуже. И это не позволяет Вам расти быстро, нанимая сразу много новых людей - «нянек» не напасёшься. А если ситуация всё-таки потребует нанять сразу много людей (например, Вы получите крупный заказ) - это может просто развалить Ваш бизнес.
- Одна из самых страшных для малого бизнеса угроз - получить крупный заказ
«После семинара Александра Левитаса введение и адаптация нового сотрудника на рабочем месте сократились с 2-х месяцев до 2-х дней» — Щепетов Александр, директор, компания «Игроматик», Минск
Если Вы выбрали второй путь роста - открытие филиалов - Вы сталкиваетесь с другой проблемой. Обычно, если бизнес-процессы не отлажены, создание филиала и вывод его на прибыль занимает от трёх-четырёх месяцев до полугода, а иногда и больше. Потому что для открытия нового филиала приходится снимать ключевых сотрудников с работы и отправлять их «поднимать» филиал с нуля - и тогда снижается в два-три раза продуктивность основного бизнеса. Или же отправиться в другой город может сам руководитель - оставить свой офис, оставить семью, и возиться с новым филиалом, нанимая и обучая людей, пока всё не заработает как надо.
И это тормозит рост бизнеса - едва ли в таком режиме Вы сможете открыть больше одного, максимум двух филиалов в год. Считайте сами, сколько времени Вам потребуется, чтобы дорастить свою филиальную сеть хотя бы до десяти точек, не говоря уже о сотне.
А вот как выглядит открытие филиалов в компании, где бизнес-процессы отлажены и прописаны:
«За год после тренинга Левитаса я открыл филиалы своего второго бизнеса в 21 городе, оставаясь с семьей, путешествуя и живя в свое удовольствие» — Роман Егоров, владелец, салон мебели «Ромино», Казань
До начала тренинга у Романа было два филиала - головной офис в Казани и филиал в Краснодаре. Тренинг закончился 8 марта, а к концу года (кризисного 2014 года, на падающем рынке) у Романа уже было 23 филиала - рост бизнеса в 11 раз за год. Стоило ради этого учиться отладке бизнес-процессов? Мне кажется, что да.
И, наконец, если Вы захотите идти по пути франшизы - поздравляю, именно тут Вы можете заработать больше всего денег. Это едва ли не единственный на сегодня способ стать миллиардером.
Как Вы думаете, у какой компании больше прибыль за год - у MacDonalds или у «Норильского никеля»? Правильный ответ - MacDonalds зарабатывает не просто больше, а в два с лишним раза (!) больше: чистая прибыль от продажи гамбургеров и колы составила в 2012 году 5,46 миллиардов долларов против 2,39 миллиардов долларов у «НорНикеля».
- А знаете, что самое важное в этой истории? Вы никогда не создадите бизнес, подобный «НорНикелю», такое предприятие требует колоссальных вложений на старте и его строила вся страна. А вот создать новый MacDonalds вполне возможно - эта компания начиналась всего с одной закусочной
- за известную торговую марку - фактически, за вывеску
- за пакет эффективно работающих бизнес-технологий
Так что если Вы хотите продавать франшизу, у Вас должны быть отлажены и описаны бизнес-процессы - или у Вас ничего не получится. Точка.
Резюме
Итак, как видите, если Ваша цель - рост Вашего бизнеса, то отлаженные процессы могут помочь Вам сразу несколькими способами. Могут ускорить рост в несколько раз. Могут избавить Вас от многих «болезней роста» - проблем, возникающих при росте компании. И могут сделать возможным рост по модели франшизы.
- И, наконец, могут избавить Вас ещё от одной очень серьёзной проблемы, возникающей у владельца растущего бизнеса - но об этом не сегодня
Как же Вам изучить эти технологии? Можно собирать знания по крупицам из десятков книг. Можно идти путём проб и ошибок, наступая на грабли и теряя деньги и сотрудников. Можно устроиться работать в компанию, где отлаженные бизнес-процессы - важная часть корпоративной культуры (например, в Toyota), проработать в ней несколько лет и пройти внутрифирменное обучение. Ну а самый быстрый способ получить необходимые Вам знания - на моём выездном ВИП-тренинге «Бизнес под пальмой: Отладка бизнес-процессов и работы персонала», который пройдёт с 19 февраля по 3 марта на острове Пхукет в Таиланде.
Вы ещё можете стать одним из тех людей, чей бизнес в 2016 году будет быстро расти, вопреки любому кризису.
Хотите?
Тогда до встречи в Таиланде!
|
Journal information