Если Вы думали, что самый дорогой в мире кофе — это «копи лювак», то Вас ждёт сюрприз. На данный момент самым дорогим брендом кофе является Black Ivory («чёрная слоновая кость»), который делается из слоновьего дерьма. В самом прямом смысле слова.
Этот сорт кофе продаётся в пятизвёздочных отелях сети Anantara, в основном на Мальдивах, и стоит $1100 (тысячу сто долларов, Карл!) за килограмм. Примерно 70 долларов за чашку кофе. Причём продаётся он не под слоганом «лучший кофе в мире» или «самый вкусный кофе в мире», а исключительно под слоганом «самый дорогой кофе в мире».
Когда на семинарах по маркетингу я говорю, что ценнобразование — это сфера, в которой логика даже не ночевала, люди порой не соглашаются, спорят. И вот тут пример с кофе Black Ivory приходится как раз к месту.
Если задуматься о том, почему этот кофе такой дорогой, Вы неизбежно придёте к выводу, что его цена столь высока исключительно потому, что этот сорт позиционируется как самый дорогой. Ещё раз: он самый дорогой не по экономическим причинам, а только потому, что производитель хочет продавать его дорого.
Почему очень дорого стоит «копи лювак»? Этот сорт кофе получали на кофейных плантациях Индонезии, собирая с земли под деревьями дерьмо циветт (местных куниц), которые съедали самые спелые и сочные ягоды. Мякоть переваривалась в желудке, а само зерно выходило наружу целым, так что работники плантации могли собрать, промыть и обжарить эти зёрна (только не спрашивайте меня, как индонезийцы вообще додумались заваривать эти зёрна). Циветта меньше кошки, съедает она за один раз несколько десятков ягод максимум, так что на выходе мы имеем дай бог столовую ложку зёрен кофе за сутки или пару банок кофейных зёрен за весь сезон.
Соответственно, даже если на плантацию забираются по ночам несколько сотен циветт из ближних джунглей, вся их продукция за сезон с лёгкостью поместится в два-три мешка кофейного зерна. И при этом буквально каждое отдельное кофейное зерно (!) приходится подбирать и промывать вручную. Так что причина дороговизны «копи лювак» понятна.
- А если Вы хотите схитрить и наладить промышленное производство «копи лювак», то Вам придётся организовать звероферму, держать там сотни или даже тысячи циветт, кормить их мясом (или хотя бы качественным кормом для кошек), убирать за ними... и всё это ради одной столовой ложки кофейных зёрен в день. Дёшево всё равно не получится
Во-первых, слон съедает в день несколько сотен килограммов (центнеров, Карл!) растительной пищи. Вы без труда можете скормить ему три-четыре ведра кофейных ягод в день, и получить полведра кофейных зёрен на выходе. Полтора-два центнера за месяц — и это самая минимальная прикидка. Один слон может выдавать за сезон больше «слоновьего кофе», чем целая кофейная плантация, производящая «копи лювак».
Во-вторых, слонов не надо разводить, содержать и кормить специально для производства «слоновьего кофе». Вам вообще не надо тратить на этих слонов ни копейки. Вы просто приходите на любую слоновью ферму, где их от десятка до нескольких десятков — например, в любой тайский сафари-парк, где на слонах катают туристов. И добавляете этим слонам в дневной рацион несколько вёдер кофейных ягод.
А также нанимаете каких-нибудь гастарбайтеров из Лаоса (которые работают за смешные копейки даже по меркам Таиланда, где семья может жить на $100 в месяц), чтобы они ходили по маршруту катания на слонах, подбирали дерьмо и извлекали из него кофейные зёрна. Одного-двух человек на целую слоновью ферму будет достаточно.
И всё, все Ваши затраты, помимо себестоимости кофейных ягод, составят $50-100 в месяц на зарплату гастарбайтерам, да ещё столько же погонщикам слонов, чтобы согласились вкармливать слонам ягоды. И за эти смешные деньги Вы можете иметь пару тонн (тонн, Карл!) «слоновьего кофе» в месяц. Иначе говоря, Вы будете тратить меньше доллара на каждый килограмм, если не считать себестоимость ягод.
Я допускаю, что в своих расчётах я мог ошибиться. Возможно, реальная себестоимость составит не доллар за килограмм, а $2 или даже $5. Но я уверен, что до $10 она точно не дотянет.
Почему же этот далеко не элитный продукт продаётся по $1100 за килограмм (наркобароны плачут как дети, видя такую наценку)? Да только потому, что покупатели хотят попробовать «самый дорогой кофе в мире». Не потому, что он хороший, а только потому, что он дорогой. Круг замкнулся :)
Так что, леди и джентльмены, если в следующий раз Вы задумаетесь, почему тот или иной товар стоит именно столько, сколько написано на ценнике — вполне возможно, что единственная причина заключается в том, что маркетологу показалось, что именно эта цена будет хорошо смотреться на ценнике.
А если Вы сами — тот человек, который назначает цену, то вспоминайте про «слоновий кофе» всякий раз, когда Вам покажется, что цена должна иметь какое-то отношение к себестоимости товара или услуги.
P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров
|
Journal information