На семинарах, на выступлениях, в социальных сетях и просто в повседневной жизни мне задают много вопросов про бизнес. Но есть два из них, которые меня невероятно удручают, потому что по ним сразу видно, что человек сам не понимает, чего хочет.
И второй такой вопрос – это вопрос «Какой инструмент маркетинга самый эффективный?»
Почему меня огорчает этот вопрос? Представьте себе, что человек, который его задаёт, пришёл в аптеку, где на полках лежат 20,000 наименований таблеток, мазей, спреев и микстур, и спрашивает провизора: «Какое лекарство в вашей аптеке – самое эффективное?»
Что может ответить на этот вопрос провизор, который понимает, что разные лекарства помогают при разных болезнях, и что при одном заболевании необходимы антибиотики четвёртого поколения, а при другом – помогает добрый старый парацетомол или ещё более старый активированный уголь.
И что сперва надо определить болезнь, а только потом – подбирать лекарство.
Причём, хуже того, есть ещё и индивидуальные особенности организма, так что от одной и той же болезни Вам лучше поможет «А», а мне с абсолютно тем же диагнозом лучше поможет «Б».
А кроме того, есть индивидуальная непереносимость – когда хорошее и эффективное в общем лекарство именно Вам принимать категорически нельзя. Из-за аллергии, например, или из-за беременности, или из-за ранее перенесённых болезней.
И ещё есть совместимость лекарств между собой, так что даже если оптимальным лекарством для Вас было бы «А», но Вы уже принимаете от другой болезни лекарство «Ы», то это сильно меняет дело, и Вам не стоит пить ни «А», ни «Б», а вовсе даже надо ставить уколы «Х».
Собственно, именно поэтому в аптеке и лежат 20,000 лекарств – а не йод, аспирин и марганцовка. Чтобы для каждой болезни и для каждого пациента можно было подобрать оптимальный вариант.
И в маркетинге примерно та же история. Но клиенты всегда хотят упростить ситуацию по максимуму, чтобы вообще не думать.
* Именно поэтому для широких масс так привлекательны фюреры и прочие харизматичные лидеры - «Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит»
И поэтому клиенты хотят услышать, какая таблетка из 20,000 продающихся в аптеке, самая лучшая – чтобы выпить именно её и даже не читать про остальные 19,999 таблеток.
К сожалению, это не работает. Как гласит известная шутка, если Вы хотите одну таблетку от всех болезней, то ничего лучше цианистого калия пока не придумали.
А если хочется именно выздороветь - тогда придётся либо обратиться к врачу, либо самому изучить, какие таблетки есть на рынке и какие из них подходят именно тебе.
Резюмируем:
Неправильный вопрос: «Какой инструмент маркетинга самый эффективный?»
Правильный вопрос: «Какие маркетинговые инструменты могут быть эффективны именно для моей компании в моей текущей ситуации для решения моих актуальных задач?»

Journal information