Category: политика

Category was added automatically. Read all entries about "политика".

Бизнес-тренер Александр Левитас

Бараку Обаме и Кончите Вурст вход строго воспрещён!

 
   
'Бараку Обаме и Кончите Вюрст вход воспрещён'
Такой вот баннер появился в одном из российских городов после моего семинара:

"Добрый день, в апреле посетил Ваше обучение в Иркутске, и сразу решил действовать, спроектировал дизайн "нестандартного" баннер. После размещения его , меньше чем через сутки, приехало телевидение снимать репортаж, а за несколько месяце его размещения, людей сфотографировавших это творение оказалось очень много. Вот так Ваш семинар окупился мне с лихвой. Огромное спасибо!"

Альберт Меллин, технический директор, торгово-строительная компания "Подрядчик"

P.S. Приглашаю Вас на свой VIP-семинар «Взрывной рост прибыли», который проходит только раз в году. Если Вы хотите удвоить чистую прибыль своего бизнеса за 90 дней или меньше, жмите сюда и читайте описание семинара.

P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров
  Добавить в друзья  
    
    
promo alex_levitas september 30, 17:14 2
Buy for 10 000 tokens
Хотите поднять продажи на десятки процентов за неделю-две? Без затрат? Без диплома MBA по маркетингу? Верится с трудом, однако это вполне реально! Именно для Вас я выпустил новую книгу «Деньги на бочку! 120 быстрых способов поднять Вашу прибыль». В этой книге я собрал «скорострельное оружие»…
Бизнес-тренер Александр Левитас

Почему Навальный никогда не выиграет

 
 
Даже на абсолютно честных выборах, даже если бы подсчёт голосов вели ангелы или компьютеры, а не люди, и даже если бы за Собяниным не стоял административный ресурс... у Навального всё равно не было бы ни полшанса на победу.

Давайте сразу договоримся, что я пишу как маркетолог, а не как политолог. Что я не пытаюсь оценивать деятельность или политическую платформу Собянина, Навального и других кандидатов в мэры, а говорю только о том, какую кардинальную маркетинговую ошибку допускает Навальный в продвижении продукта «А. Навальный» на конкурентном рынке кандидатов в мэры Москвы.

Что я знаю о Навальном? Обличитель государственных чиновников, неутомимый расследователь того, чья дочка или жена какую квартиру купила, кто поставлял мебель и унитазы в офис губернатора и т.п. В Америке таких людей называют «muckrakers» («разгребатели грязи»). И сейчас, насколько я вижу, он жмёт именно на эту педаль.

Любой, кто писал продающие тексты, знает – один из способов вызвать желание приобрести какой-то продукт заключается в том, чтобы вызвать у человека недовольство текущим положением дел. Но этого недостаточно. Надо ещё поманить человека тем будущим, в котором он окажется, если купит товар. А также привести доказательства того, что будущее действительно будет таким.

Скажем, если Вы торгуете шампунем от перхоти, то сперва в своём продающем тексте Вы объясняете, что покупатель сейчас отталкивает людей своим внешним видом, не нравится женщинам, не нравится начальству на работе, не нравится клиентам – а потом рассказываете, как он женится на Анжелине Джоли, а любовницей будет Памела Андерсон, при этом его назначат президентом компании, а затем и выберут президентом США... если он будет мыть голову Вашим шампунем. И фотографии Бреда Пита и Барака Обамы с бутылочкой шампуня в руках.
  • При этом важно понимать, что формула работает только в полном виде, а трети или половинки недостаточно, как недостаточно одной лыжи или одного колеса
Ну а теперь посмотрите, что делает Навальный перед выборами.

Collapse )

Поэтому Собянин при текущем раскладе мог бы вообще не вести никакой предвыборной агитации. За него автоматически будут все те, кого нынешняя жизнь устраивает. Поскольку никакой внятной более привлекательной альтернативы Навальный не предлагает.

Так что, если ситуация с главным акцентом в агитации за Навального не изменится, если он по-прежнему будет рассказывать про чужие квартиры, а не про свои планы – я уверен, что «слоника он не продаст». А поскольку времени до выборов осталось шиш да маленько, переигрывать что-либо Навальный уже не будет. Так что даже при абсолютно честных выборах Собянину, на мой взгляд, гарантирована победа.

Думаю, Навальному не повезло в том, что в его предвыборном штабе не нашлось толкового маркетолога.

Upd: Вот ещё интересная аналитика ошибок Навального.

Upd: И ещё созвучный текст Бориса Акунина.

  
Закажите книгу Александра Левитаса 'Больше денег от Вашего бизнеса. Партизанский маркетинг в действии'
P.S. Если Вы ещё не читали мою книгу «Больше денег от Вашего бизнеса. Партизанский маркетинг в действии» – самое время это сделать. Вас ждут 53 секрета рекламы, 29 приёмов продаж, 54 способа увеличения суммы чека, 41 хитрость работы с ценой, 43 пути укрепления лояльности и 14 способов сокращения издержек – под одной обложкой.

P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров
    
Бизнес-тренер Александр Левитас

Про людей-бренды - продолжение разговора

 
Вчера я предложил вам, леди и джентльмены, назвать людей-брендов. Давайте продолжим эту игру.

Вспомните, кого вы назвали в прошлый раз - и теперь опишите суть этого бренда. Не называя имени, фамилии или прозвища человека, не называя его конкретных достижений (!), а описывая именно его самого.
  • То есть, "мужик, который сделал Apple" или "президент России" - это не то. А вот "великий сыщик, подмечающий те мелочи, на которые не обращают внимания обычные люди, складывающий их в одну картину и благодаря этому способный раскрыть любое преступление" - это примерно то, что я хочу увидеть от вас, только уже применительно к вашим героям.
И посмотрите, поймут ли остальные, кого вы описали таким образом.

Upd: Господа, снова напомню, что задача - описать человека, а не составить загадку в духе "Кто в Мавзолее лежит?" Вместо этого попытайтесь сформулировать, чем же примечателен этот человек.

P.S. Хотите узнать сотню способов увеличить прибыль без особых затрат – и заодно отдохнуть на тёплом море в ноябре? Тогда приезжайте на «Партизанский тренинговый лагерь» в Израиль!

 
     Поделись с друзьями:    Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com Поделиться в Яндексе
Бизнес-тренер Александр Левитас

Майса о том, как шах отнял у принца титул наследника

 
Эта история - арабская, а не еврейская, но пусть тоже будет майса.

Однажды некий шах проходил по коридору мимо покоев шахзаде (принца), и услышал, как тот посылает раба на рынок купить медовых сот на ползуза (зуз - мелкая серебряная монета в арабских странах). Придя в диван (тогдашний вариант госдумы), шах объявил, что лишает принца титула наследника. Когда же злосчастный шахзаде поинтересовался, чем вызвана немилость отца, шах ответил: «Тот, кто знает, что у зуза есть половина, недостоин властвовать».

Жаль, что эту притчу не изучают на курсах для руководителей...

P.S. Хотите узнать сотню способов увеличить прибыль без особых затрат – и заодно отдохнуть на тёплом море в ноябре? Тогда приезжайте на «Партизанский тренинговый лагерь» в Израиль!

 
     Поделись с друзьями:    Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com Поделиться в Яндексе
Бизнес-тренер Александр Левитас

Вы верите опубликованным декларациям о доходах чиновников?

 
«Яндекс» с утра порадовал горячей темой: «Опубликованы декларации о доходах чиновников».

Позавчера, 11 апреля (ладно, что не 1-го), российские чиновники опубликовали свои декларации о доходах за год. Как выясняется, президент Дмитрий Медведев заработал в 2010 почти 3,5 миллиона рублей, как, впрочем, и в 2009 году. А вот благосостояние премьера Владимира Путина растёт: за год он заработал пять миллионов рублей (по сравнению с четырьмя миллионами в 2009 году). Внесла свой вклад в семейный бюджет и Людмила Путина, заработавшая за год 146,201 рубль.

Скажу честно, мне затруднительно поверить в то, что глава правительства на самом деле зарабатывает меньше иного менеджера по закупу или финдира сети супермаркетов. Возможно, я ошибаюсь, конечно, но вот как-то верится с трудом.

Зато вы, господа бизнесмены и бизнес-леди, можете с гордостью рассказывать друзьям, что зарабатываете больше президента России - по-моему, это неплохая тема для разговора.
  • Причём зарабатывает абсолютно честно, своим умом.
Итак, друзья - кто из вас зарабатывает больше Дмитрия Медведева? А кто - больше Путина?

     Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com Поделиться в Яндексе
Бизнес-тренер Александр Левитас

Статус тех, кому Вы отказали

 
Не секрет, что статус бизнеса может быть показан через статус его клиентов. Например, если я говорю, что среди моих заказчиков - «Эссен Продакшн» (торговая марка «Махеевъ», 20% рынка майонеза в России) и «МДМ Банк» (один из 10 крупнейших российских банков), это кое-что говорит обо мне как о бизнес-тренере.

Но есть другой, менее известный нюанс. О Вашем статусе говорит ещё и статус тех, кого Вы послали, кого отвергли, кому отказали. Есть старый анекдот на эту тему:

После концерта в Тбилиси к Алле Пугачёвой прорывается молодой человек:

—Алла Борисовна, я Ваш поклонник уже много лет, а моя невеста Нино просто души в Вас не чает. Я Вас прошу, умоляю - Вы сейчас будете выходить, пройдёте мимо нас с Нино, поздоровайтесь со мной, пожалуйста. Просто скажите: «Здравствуй, Гоги!», этого будет достаточно, это будет просто царский подарок!

Пугачёва выходит, видит Гоги с девушкой:

—Здравствуй, Гоги!
—Алла, как ты мне уже надоела! Проходи давай!


При этом забавно вот что. Если Вы заявляете, что сделали кого-то своим клиентом - это могут и попросить доказать. И если доказательств не будет, то Ваша репутация может пострадать. А вот если Вы заявляете, что кому-то отказали, с кем-то не стали работать, то отсутствие доказательств выглядит нормально.

Так, например, один из самопровозглашённых «рекламных гуру», когда спешно собирал доказательства своей крутизны, с помпой сообщил, что штаб-квартира «Единой России» зовёт его для организации рекламных кампаний, потом сообщил, что размышляет, а потом - что он решил не связываться с политикой... Предлагал ему на самом деле хоть кто-нибудь хоть что-нибудь? Не знаю, не уверен. А вот его аудитория приняла к сведению, что их «гуру» так крут, что даже предложением чуть ли не от самого Путина может пренебречь.

И примерно из тех же соображений, когда расстаются клиент с заказчиком - тот из них, кто слабее и менее значителен, обычно спешит первым заявить о том, что это он прогнал второго, а не наоборот.

Например, когда один известный блоггер пафосно и шумно послал по известному адресу крупную фирму-производителя мобильных телефонов, злые языки поговаривали, что на самом деле это производитель телефонов послал его фирму, будучи недовольным то ли качеством, то ли сроками, то ли вменяемостью менеджеров.

Но если бы по рынку прошла информация о том, что корпорация из списка Fortune 500 отказалась от услуг нашего героя, это плохо сказалось бы на его репутации. Так что он поспешил подать дело так, будто это он решил расстаться с заказчиком.

И точно так же Чичваркин в своё время посылал то Nokia, то Samsung - конечно, отчасти он это делал для того, чтобы выбить из них необходимые ему условия. Но если бы дело было только в этом, не было бы нужды рассказывать об этом публично. Просто рассказы о том, как «Чич послал Самсунг», очень сильно играли на его имидж.

А где сталкивались с подобным PR-приёмом вы, леди и джентльмены?

P.S. Хотите удвоить свою прибыль к середине лета? Тогда записывайтесь на VIP-семинар «Взрывной рост прибыли», который проходит только раз в году. Чтобы поднять вдвое чистую прибыль своего бизнеса за 90 дней или меньше, жмите сюда и читайте описание семинара

     Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com Поделиться в Яндексе
Бизнес-тренер Александр Левитас

Лгать, не солгав

 
Напомнили сегодня про старый фантастический рассказ "Честность - лучшая политика". Ситуация в рассказе такова, что главный герой не в состоянии солгать, но должен ввести врагов в заблуждение. И он успешно это делает, не сказав ни единого слова лжи, а лишь манипулируя правдой.

 - Верно ли, - спросил Тагобар, - что ваша раса способна передвигаться в пространстве единственно силой мысли?

На мгновение Магрудер был ошеломлен. Это превосходило самые смелые его надежды. Но он быстро овладел собою. "Как человек ходит?" - подумал он.

 - Верно, что, используя силы разума для управления физической энергией, - осторожно произнес он, - мы способны передвигаться с места на место без помощи звездолетов или других подобных машин.

Тотчас же стену снова закрыли. Тагобар медленно обернулся и взглянул на Зендоплита. Лицо у психолога стало грязно-красным.


Не обязательно лгать, чтобы обмануть. Всего лишь тенденциозно подбирая факты и аккуратно формулируя мысли, человек может привести слушателей к совершенно ложным выводам, говоря лишь правду. Похожие трюки часто можно увидеть в рекламе или услышать в речах политиков. Но рассказ иллюстрирует этот принцип особенно красиво.
Бизнес-тренер Александр Левитас

«Папуасы по-прежнему любят бусы, свистульки и колокольчики»

 
Получил на днях от одной из своих коллег её резюме. Прочитал его – «и ажно заколдобился». Потому что выглядело оно примерно так:

Оксана Грыцковна Кетцалькоатль-Голопызенко (Бобруйск)

Президент «Международной Ассоциации Заборостроителей».
Член Ассоциации Офигительного Успеха в Бизнесе.
Член Экспертных Cоветов по бизнесу групп компаний.
Совладелец и директор «Супер Мега Шняга».

Творческий вдохновитель Ассоциации Овцеводов Бобруйска.

Профессиональный консультант собственников, топ-менеджеров и политиков (не скажу, каких).

Создатель уникальной методики тотального доминирования ZachibisTM.

Создатель бренда «Международной Ассоциации Заборостроителей».

Обладатель наград «Золотой Окурок» и «Лидер Международного Рейтинга Самых Крутых Тренеров – 2009».

Соавтор бизнес-офигентаций и бизнес-бурбуляций «Ядрён батон», «Стратегия всего на свете» и «Как стать самым крутым».

Сертифицированный коуч Межпланетной Федерации Психологов, Астрологов и Шаманов по модели управления кармой нирваны (межпланетный сертификат на рисовой бумаге с золотым тиснением).


Когда я посмотрел на этот список регалий, я чуть не свалился от стула со смеху. Потому что половину этих организаций, дипломов и наград она изобрела сама (т.е. она является одновременно учредителем, президентом и единственным членом ассоциации в одном лице), а вторая половина – лавочки, торгующие дипломами (1000 рублей без рамочки, 1200 – с рамочкой).
  • И самоучреждёнными наградами она тоже награждила себя сама – как одно пресловутое издательство в лице своего главного редактора Ю.Н. организовало премию «Автор года», лауреатом которой, как ни удивительно, стал писатель Ю.Н., после чего иные коллеги перестали подавать ему руку.
Когда я спросил её: «Ксюша, а зачем тебе вся эта мишура, которая мало-мальски вдумчивого человека только смешит?», дама пожала плечами и ответила в том ключе, что большинство её клиентов – по сути, те же папуасы, только в галстуках. А папуасы по-прежнему любят бусы, свистульки и колокольчики, и особенно любят, когда их много и они яркие. Так что список высосанных из пальца регалий помогает ей продавать свои услуги чаще и дороже.

Честно говоря, я этого не понимаю. Сам я в своих резюме ссылаюсь только на конкретных клиентов и их результаты, а также на другие реальные и проверяемые достижения. Я могу рассказать о том, что моя книга два года была в десятке самых продаваемых деловых книг по рейтингу самого большого книжного магазина России – «Озона», что меня привлекает в качестве эксперта по маркетингу телеканал НТВ, что в числе моих клиентов есть такие федеральные бренды, как «Махеевъ», «МДМ Банк» и другие, что мои электронные газеты читают более 180,000 человек, что я почётный член Московского Клуба Предпринимателей (второй и пока что последний за всю историю клуба)... Но мне и в голову не приходит награждать самого себя жестяными медалями или возглавлять ассоциацию из одного человека.
  • Потому что я уважаю интеллект своих клиентов – и считаю, что попытка соблазнить их жестяными медалями для них просто оскорбительна.
Однако в последнее время мне всё чаще и чаще намекают, что я неправ. Например, сегодня снова написали, что многие клиенты на это ведутся, и что организаторам порой может быть легче продавать «сертифицированного гуру транссексуального НЛП», «академика Международной Академии Ферментированного Капустного Супа» «президента ассоциации Имени Самого Себя» или «кавалера ордена Золотого Овна с рюшечками и бантиками», нежели просто бизнес-тренера, пусть даже хорошего бизнс-тренера и даже автора бестселлера.

Честно говоря, в некоторых случаях я даже рекомендую своим клиентам задействовать эти приёмы для продвижения их бизнесов – если очень надо чем-то похвастаться, а реальных достижений пока ещё нет. Но вот самому очень не хочется в это влезать, очень хочется сохранить честность и искренность в подаче себя, и ссылаться только на реальные заслуги. Или, может быть, я ошибаюсь, и в подобном самовозвеличивании нет ничего позорного?

Что скажете, леди и джентльмены?

P.S. А ещё Вы можете взглянуть на расписание моих ближайших семинаров
Бизнес-тренер Александр Левитас

Когда клиенту и хочется, и колется

 
В ситуациях, когда продажа делается не из-за прилавка за пять минут, а предполагает переговоры за столом или презентацию, покупатель нередко впадает в задумчивость и видно, что ему «и хочется, и колется». С одной стороны, и товар нравится, и вроде как нужен этот товар, и предложение интересное – а с другой стороны, всё-таки страшно расстаться с деньгами, и уверенности полной нет...

И вот это самое «с одной стороны – с другой стороны» просто парализует принятие решения. Клиент говорит: «Мне надо подумать», клиент откладывает подписание договора на следующую встречу, клиент обещает перезвонить, и даже честно перезванивает, и просит новую отсрочку, чтобы решить окончательно, а потом ещё одну... Нет, он вовсе не пытается избавиться от продавца. Он и правда хочет купить Ваш товар – но есть и аргументы против, и он не может сделать выбор.

Ваша как продавца задача – помочь клиенту определиться. Обратите внимание: не «продать товар любой ценой», а именно что «помочь определиться». И тут Вам поможет простой инструмент, изобретённый два с лишним века назад.

«Весы Франклина»

Проблема выбора мучает не только домохозяйку в супермаркете, когда она смотрит на полку с двадцатью видами шампуней. И не только Гамлета, мечущегося по сцене со словами: «Быть иль не быть? Вот в чём вопрос!» С проблемой выбора сталкиваются и учёные, и политики, и бизнесмены. Один человек, бывший и тем, и другим, и третьим – Бенджамин Франклин, чей портрет знаком нам по стодолларовой купюре – придумал для себя простой способ принятия решений.

Если он видел, что вопрос вроде «делать или не делать» или «заключать сделку или не заключать сделку» не имеет очевидного и однозначного решения, Франклин брал лист бумаги, делил его вертикальной чертой пополам, и с одной стороны выписывал все плюсы в случае положительного решения, а с другой стороны – все минусы. Затем он просто сравнивал количество плюсов и минусов, и в случае серьёзной разницы между цифрами ответ становился очевиден. «Три против, восемь за – едем!» Или наоборот: «Четырнадцать против, пять за – не соглашаюсь!»
  • Приём этот называется «весами Франклина», потому что, разнося плюсы и минусы по разным сторонам листа и затем подсчитывая их, Франклин как бы взвешивал аргументы «за» и «против», глядя, какая чаша весов перетянет.
И этот же приём можем использовать мы как продавцы.

«Давайте всё взвесим, уважаемый покупатель!»

В ситуации, когда клиент колеблется, мы можем сослаться на опыт Франклина и предложить клиенту самостоятельно воспользоваться им. Например, старина Зиг Зиглар начинал свои презентации в таких случаях с ласкающей слух клиента и одновременно интригующей фразы: «Великие государственные деятели, как мужчины, так и женщины, то и дело оказываются в такой же ситуации, что и Вы – и хотят быть уверены, что принимают правильное, а не ошибочное решение. Вы ведь тоже этого хотите?» И затем, получив согласие клиента, продолжал: «В подобных ситуациях великие политики поступают так: они берут лист бумаги...»
  • Разумеется, Вы можете подавать это с меньшим пафосом, можете сослаться не на опыт политиков, а на опыт известного бизнесмена, на опыт Вашего руководителя, на свой собственный... Смотрите по ситуации.
И затем мы можем достать свой переговорный блокнот, провести вертикальную черту, изобразить с одной стороны жирный плюс, с другой минус – и начать вместе с клиентом составлять список плюсов и минусов покупки. При этом хорошо бы, чтобы Вы не только сами называли плюсы покупки, но и побуждали клиента добавлять плюсы в список по его инициативе. И наоборот, когда речь заходит о минусах, не ждите, что их будет называть только клиент, но добавьте хотя бы один-два незначительных минуса сами. Это поможет клиенту убедиться в Вашей беспристрастности.

Желательно, чтобы записи в блокноте делали Вы, своей рукой – но вписывали туда любой плюс или минус только тогда, когда клиент подтвердит, что это действительно имеет значение для него.Затем, когда клиент останавливается, загляните в блокнот. Если количество плюсов не перевешивает количество минусов хотя бы на 50% (т.е. на 4 минуса должно быть хотя бы 6 плюсов, на 6 минусов – хотя бы 9 плюсов и т.п.), то надо добавить несколько дополнительных плюсов от себя, несколько дополнительных аргументов в пользу покупки, которые пока ещё не прозвучали. Где их взять? Мне хочется думать, что Вы подготовились к продаже и у Вас есть запас аргументов. И затем можно будет перейти к подсчёту.

Если же плюсов существенно больше, чем минусов, то можно либо сразу перейти к подсчёту, либо добавить пару плюсов сверху, и только затем начать суммировать плюсы и минусы.

Мы вместе с покупателем считаем вслух сперва минусы – один, два, три, пять – и записываем получившиеся цифры под колонкой с минусами. А затем точно так же считаем плюсы – три, пять, восемь – и размашисто, с нажимом, записываем получившиеся цифры под колонкой с плюсами. Демонстрируем покупателю результат и сообщаем ему: «Как мы с Вами только что подсчитали...»

Если же минусов ощутимо больше, чем плюсов, задумайтесь: стоит ли вообще пытаться продать именно этому клиенту – именно этот товар? Не будет ли продуктивнее подобрать из своего ассортимента что-то другое, что в большей степени подойдёт этому покупателю? Или, может быть, Вы неправильно выбрали потенциального покупателя и Вам стоит переключиться на такого клиента, которому нужен Ваш товар?

Дополнения к «весам»

В некоторых случаях можно использовать не классический франклиновский вариант «весов», а чуть более изощрённые варианты того же инструмента.

Например, можно использовать «матрицу мотивации», когда мы с клиентом изначально раскидываем все последствия покупки не в две колонки, а в три – «плюсы», «минусы» и «непонятно» – а затем позиции из колонки «непонятно» распределяем в две других колонки по принципу «Это скорее плюс. А вот это скорее минус»

Или можно использовать приём «аннигиляции», когда мы стараемся подобрать пару из плюса и минуса таким образом, чтобы они нейтрализовали друг друга, демонстрируем это клиенту, получаем его согласие – и вычёркиваем как плюс, так и минус. В результате мы должны оказаться в ситуации, когда все минусы вычеркнуты, нейтрализованные точно так же вычеркнутыми плюсами, но при этом остаются ещё пять-десять дополнительных плюсов.
  • Если у нас много аргументов в пользу покупки, то мы можем иногда даже поторговаться и обменять два плюса на один минус.
Конечно, сам по себе этот инструмент – не панацея. Даже после того, как Вы использовали «весы Франклина», покупатель может остаться при своих сомнениях. Но очень часто эта работа на бумаге позволяет покупателю структурировать свои мысли и быстро принять решение. А уж в чью пользу будет это решение – зависит и от того, вправду ли клиенту нужен был товар, и от того, насколько товар хорош, и от того, сколько аргументов Вы сумели привести и были ли при этом убедительны.

Попробуйте применить «весы Франклина» в следующий раз, когда клиент станет колебаться – и расскажите мне о результатах.

P.S. А ещё взгляните на расписание моих ближайших семинаров

P.P.S. А ещё меня радует, когда Вы ссылаетесь у себя на мой блог ;)
Бизнес-тренер Александр Левитас

Фарлитека

 
Цитата из "Двойной звезды" великого Роберта Хайнлайна. Без комментариев.

Подобные танцы на канате делала возможными лишь фарлитека Бонфорта - похоже, лучшая из когда-либо создававшихся. Фарли был политическим представителем Эйзенхауэра еще в двадцатом веке, если не ошибаюсь. Разработанный им способ личного общения политиков с целой кучей народу был так же революционен, как изобретенное немцами планирование боевых действий. Но я ни о чем таком даже не слыхал, пока Пенни не продемонстрировала мне фарлитеку Бонфорта.

В ней не было ничего, кроме людей. Да и во всем искусстве политики нет ничего, кроме людей. И хранилище это содержало сведения о каждом, или почти каждом из тех тысяч и тысяч, с которыми Бонфорт лично встречался на своем долгом пути наверх. В каждом досье было аккуратно уложено все, что Бонфорт узнал о человеке от него лично. Абсолютно все - любая мелочь, ведь как раз мелочи жизни мы ценим больше всего. Имена, прозвища жены, детей, домашней живности; увлечения, гастрономические пристрастия, убеждения, странности и все такое. Затем обязательно следовала дата, место встречи и заметки о всех последующих встречах и разговорах Бонфорта с данным лицом.

Иногда прилагались и фото. Здесь не могло быть фактов "незначительных" - значение имело все. Количество подробностей зависело от политической значимости данного лица. Порой они составляли самые настоящие биографии в тысячу и даже больше слов.

Бонфорт и Пенни всегда носили с собой мини-диктофоны. Как только представлялась возможность, он надиктовывал впечатления на пленку - в комнатах отдыха, по дороге - всюду, где оставался один. Если с ним была Пенни, записывали на ее диктофон, вмонтированный в корпус наручных часов. Пенни даже не приходилось переписывать или микрофильмировать данные - две девицы Джимми Вашингтона и так почти ничего не делали.

Когда Пенни показала мне фарлитеку целиком - а она была и вправду велика; в каждой кассете умещалось по десять тысяч слов - и сказала, что все это - сведения о знакомых мистера Бонфорта, я застонал. Верней, издал нечто среднее между стоном и воплем, чувства мои это выразило как нельзя лучше:

- Господи помилуй, малыш! Я же говорил, что такая работа - не для человека! Ведь жизни не хватит - все это запомнить!

- Конечно, не хватит!

- Но ты же только что сказала: все это - друзья и знакомые мистера Бонфорта!

- Не совсем. Я говорила: это то, что он хотел бы о них помнить. Хранилище нужно именно потому, что запомнить все невозможно. Не беспокойтесь, шеф, вам вообще не придется ничего запоминать. Я просто хотела показать вам, насколько полезна фарлитека. Моя работа - следить за тем, чтобы у него перед встречей с кем-либо оставалась пара минут на просмотр досье. Будет нужно - я и вам подберу что требуется.

Пенни наугад выбрала кассету и вставила ее в проектор. Досье, кажется, содержало сведения о некоем мистере Сондерсе из Претории, Южная Африка. Бульдог по кличке Снаффлз Буллибой; несколько неинтересных разновеликих отпрысков; в виски-сода выжимает лимон.

- Пенни, вы действительно хотите сказать, что мистер Бонфорт искренне желал бы помнить все эти мелочи?! По-моему, слишком уж похоже на надувательство.

Вместо достойного отпора святотатцу последовал кивок:

- Я раньше тоже так думала. Но, шеф, посмотрите на это несколько иначе. Вы записывали когда-нибудь телефоны своих друзей?

- Ну конечно!

- Разве это - надувательство? Разве они так мало заботят вас, что вы не в состоянии запомнить их номера? Может, вы извиняетесь перед ними за это?!

- Ох, ладно, ладно! Сдаюсь. Убедила.

- Он рад был бы все это помнить, если б мог. А раз уж не может, фарлитека - не большее надувательство, чем запись в блокноте о дне рождения друга. Она, по сути, и есть гигантский блокнот, в котором записано все. Вот вам приходилось когда-нибудь встречаться с действительно важными персонами?

- Встречался однажды с президентом Уорфилдом. Мне тогда лет десять или одиннадцать было.

- А подробности помните?

- Ну конечно! Он спросил: "Как тебя угораздило сломать руку, сынок?". Я ответил: "С велика упал, сэр!", а он сказал: "Я тоже раз так падал, только сломал ключицу".

- А как по-вашему, если б он был жив - помнил бы ваш разговор?

- Нет, конечно!

- Почему же, вполне мог! Скорее всего, у него было на вас досье. Их и на детей заводят - ведь дети растут и становятся взрослыми. Дело в том, что люди такого уровня встречаются с огромным количеством народа! Они просто не в силах запомнить всех. Но каждый помнит свою встречу с выдающимся человеком! Во всех подробностях, потому что для любого самая важная персона - он сам. Ни один политик никогда об этом не забывает, и потому просто необходимо иметь возможность помнить каждого так же подробно, как тот - его, это всего лишь - проявление дружелюбия, вежливости и теплоты. На них держится все; по крайней мере, в политике.